Скатываясь в пропасть
Его история по праву считается одной из самых трагичных страниц современного баскетбола, наряду с судьбой Эдди Гриффина, Эдди Карри или Джея Уильямса. Экс-центровому Сиэтла и Оклахомы Роберту Свифту в декабре исполнилось лишь 29, но мы уже давно похоронили его и без того неудачную карьеру. Правда, сам Роберт похоронил ее еще раньше.
Рыжеволосый великан родился в калифорнийском городе Бэйкерсфилд в очень неблагополучной семье, которая из-за болезни ее главы дважды вынуждена была заявлять о банкротстве. Второе случилось уже в тот момент, когда 17-летний центровой царствовал на американских школьных площадках. Отсутствие, порой, даже пищи в доме, правда, не помешало юному дарованию в свой выпускной сезон в школе стать звездой национального масштаба, получить приглашение на McDonald’s All-American и доставать из своего почтового ящика письма от лучших студенческих программ США. В 2004-м году специалисты назвали Свифта восьмым школьником страны, ставя его в своих рейтингах выше таких будущих звезд НБА, как ЛаМаркус Олдридж, Рэйджон Рондо, Кайл Лаури, Эл Хорфорд и Хоаким Ноа.
Специалисты видели в худощавом семифутере недюжинный потенциал. Тогдашний ассистент тренера колледжа Южной Каролины сравнивал Свифта с Биллом Уолтоном, выделяя его размеры, работу ног и мягкую кисть. Именно предложение колледжа USC принял талантливый центровой. Как минимум один сезон Роберт планировал провести под руководством Хенри Бибби, отца известного защитника Сакраменто 2000-х.
2004-й был предпоследним годом, когда баскетболисты могли прямо со школьной скамьи выставить свои кандидатуры в НБА. Так сделали лучшие школьники одиннадцатилетней давности, Дуайт Ховард, Эл Джефферсон, Шон Ливингстон и Джош Смит. И в итоге так сделал и Роберт Свифт, несмотря на то, что он в свои 18 был не готов ни физически, ни ментально к сильнейшей баскетбольной лиге планеты. В таком нелогичном решении баскетбольная общественность обвиняла родителей центрового, которые уже на тот момент постепенно начали выбираться из нищеты, но хотели заполучить все и сразу. С финансовой точки зрения они сделали все действительно правильно: Роберта под 12-м общим выбором на драфте 2004 года взяли нуждающиеся в центровом Сиэтл Суперсоникс, сделав Свифта в одночасье миллионером. Хорошее начало истории.
Роберта вкинули в котел НБА в первой же игре сезона, дав ему 13 минут в стартовом поединке. Однако этого времени хватило тренерскому штабу Сиэтла, чтобы поставить на юном центровом ярлык «не готов». В следующих поединках Свифт выходил лишь в мусорное время, после чего вообще не появлялся на паркете. Суперсоникс, внезапно начавшие обыгрывать соперников пачками, делали ставку на других баскетболистов. Как результат, Роберт провел лишь 16 матчей в своей дебютной регулярке, а в плэй-офф так и вовсе ни разу не выходил на паркет. Второй сезон джинджера в НБА стал сплошным разочарованием для клуба, но не для самого Свифта. Новым рулевым команды стал Боб Хилл и именно он вскоре увидел в 20-летнем молодом человеке будущего стартового большого Сиэтла на долгие годы. Его дебют в первой пятерке пришелся на феерический матч в Финиксе, в котором Суперсоникс в двух овертаймах одержали победу со счетом 152:149. В сезоне 2005/06 Свифт провел несколько отличнейших игр, включая первомэнс в Денвере, где центровой к 17 очкам добавил 11 подборов и 4 блок-шота. Глядя на игру молодого большого, практически не было сомнений, что его ждет достаточно светлое будущее. Он был реально хорош, как для 20-летнего игрока.
За пределами паркета Роберт начинал жить в широкую ногу, покупая машины и прочие дорогие вещи себе и родителям. Во всем семействе Свифтов работал лишь он один. Боб Хилл вспоминает, что однажды юноша подошел к своему тренеру перед разминкой и ни с того ни с сего начал рассказывать ему о недавно купленном грузовике. В ответ Роб услышал слова, которые стали для него пророческими: «Мне (бранное слово), как твой грузовик выглядит, на чем ты вообще ездишь. Меня волнует, как сделать тебя лучше здесь, как сделать так, чтобы ты получил еще один контракт и, возможно, другой. Я волнуюсь, чтобы твоя жизнь не закончилась в 28 или 29. Это моя забота. Не твой грузовик».
В возрасте 20 лет центровой взял в ипотеку огромный особняк, который должен был выплачивать не один год. За два первых года карьеры он вырос до 216 сантиметров, набрал массу, отрастил длинные волосы и набил свое тело странноватыми татуировками. Сам Роберт объяснял радикальные изменения в имидже тем, что он просто вырос.
Перед третьим сезоном игра Свифта в двухсторонках вызвала у тренера восторг. «Я не мог представить, что он может так играть», – радовался Хилл прогрессу своего подопечного. Теперь его место в старте Сиэтла казалось безальтернативным. Однако в одном из предсезонных поединков уже на первой минуте встречи Свифт, в попытках спасти мяч для своего коллектива, разорвал крестообразную связку. Сезон большого прорыва для Роберта закончился, так и не начавшись. Новый чемпионат центровой начал уже традиционно в старте, однако хватило рыжеволосого баскетболиста лишь на несколько игр: теперь он получил разрыв мениска. Разумеется, с того момента о звездной карьере Роба не могло быть и речи.
Во время двухгодичного простоя по интернету нередко ходили слухи о наркозависимости игрока. Из-за внешнего вида его все чаще сравнивали с отбывавшим в то время дисквалификацию Крисом Андерсеном. Обоим перед сезоном 2008/09 предстояло реанимировать свои карьеры. И если Бердмэн воспользовался своим шансом сполна, то в Оклахоме, куда в том году перебазировались Суперсоникс, он стал изгоем. И дело даже не в покрашенных черным ногтях, хотя и это удивляло – Свифт в свой контрактный год выглядел действительно плохо на паркете. Тандер сливали сезон ради Блэйка Гриффина (а получили в итоге Джеймса Хардена), тогда как в следующем уже планировали начать свой путь к статусу контендера. В 2009-м году клуб пополнили Ненад Крстич, Серж Ибака и Этан Томас; Роберту Свифту же места в составе не нашлось. Свой последний поединок в НБА джинджер провел в возрасте 23 лет.
Увольнение из Оклахомы должно было стать дополнительным вызовом для некогда сверхперспективного центра, однако Свифт стал плыть по течению, впав в глубокую депрессию. Он попытался вернуться в НБА через клуб Лиги Развития Бэйкерсфилд Джем, базировавшийся в родном городе Роберта, однако хватило 23-летнего игрока лишь на два поединка, после чего тот покинул расположение клуба, ссылаясь на личные причины. Его уровень был слишком далек от уровня игрока сильнейшей лиги мира: он выглядел тяжелым и растренированным. Главный тренер Бэйкерсфилд Джем Уилл Фойгт вспоминает период недлительного выступления Свифта за клуб: «Он делал вид, что у него все под контролем, но он просто пытался скрыть свои эмоциональные шрамы».
Один из главных поклонников таланта Свифта, тот самый бывший коуч Суперсоникс Боб Хилл в 2010-м году возглавил японский клуб Токио Апаш. И первым игроком, которого хотел видеть в рядах своей команды опытный наставник, стал именно Роберт Свифт. Хилл вспоминает, что на момент приезда центровой весил около 150 килограммов и лишь за небольшой промежуток времени ему удалось сбросить целых 25 кг. В чемпионате Японии Роберт постепенно начал возвращать былые игровые кондиции, демонстрируя порой очень сильный баскетбол. Однако, Свифт продолжал пребывать в состоянии депрессии. Однажды Боб Хилл и его сын навестили центрового в его токийской квартире. На полу спальни лежала пустая бутылка из-под водки, а сам Роберт находился в состоянии похмелья. Боб и Кэйси приказали ему встать.
«Может быть, пойти на драфт в возрасте 18 лет не было верным решением. Может быть, получение больших денег в юном возрасте сыграло с тобой злую шутку. Но это случилось, и теперь тебе приходится иметь дело со всем этим. Но ты должен взять под контроль свою жизнь», – сказал Хилл-старший.
В ответ на слова тренера Свифт лишь заплакал.
Боб лично взялся за проблемного центрового. Он держал Роберта в строгих рамках, это все, как вспоминает Кэйси Хилл, напоминало мини-армию. Свифт еще больше преобразился, сумев даже заинтересовать несколько клубов Национальной баскетбольной ассоциации. Однако очередным ударом для игрока стало землетрясение в Японии, которое преждевременно оборвалобаскетбольный чемпионат страны. Спустя несколько дней Роберт вынужден был искать новый клуб. В апреле 2011-го он пытался пробиться в состав Портленда, но не убедил тренерский штаб орегонского клуба в своей профпригодности. Летом на Свифта положили свои глаза Нью-Йорк и Бостон, однако локаут в НБА не только сорвал часть сезона, но и, по сути, добил карьеру на тот момент 25-летнего баскетболиста. Летом того года он был арестован за вождение в нетрезвом виде, после чего пропал с баскетбольных радаров.
В связи с неуплатой кредита, у Свифта был отобран купленный им в 2006-м году особняк. Роберт наотрез отказывался покидать стены своего дома, который на тот момент уже перешел во владения других людей. Когда же известный баскетболист таинственно покинул стены здания, новые его хозяева были шокированы внешним видом своего нового дома. Он был пронизан фекалиями животных, оружием, патронами, пивными бутылками и мусором. На полу также валялись старые письма от лучших баскетбольных колледж-программ США.
Свифт перестал выходить на связь с внешним миром. Попытки Боба и Кэйси Хиллов, а также журналистов и детских тренеров экс-баскетболиста связаться с ним, оказались тщетными. По слухам, он работал продавцом в магазине Сиэтла. Никто уже не верил в возрождение баскетбольной карьеры рыжеволосого великана, но все до единого выражали надежду, что новая жизнь Роберта сложится для него более удачно, чем баскетбольная. К сожалению, надеждам вскоре суждено было умереть.
В октябре прошлого года во время обыска дома наркоторговца Тригве Бйоркстама была обнаружена комната, в которой на тот момент проживал некогда талантливый баскетболист. В спальне Свифта была найдена уйма нелегального оружия, включая гранатомет. Как оказалось, Роберт Свифт работал на Бйоркстама, помогая тому выбивать долги за героин. Сам же наркоторговец утверждал, что Роберт к его криминальному бизнесу отношения не имел. А уже в январе 2015-го 29-летнего экс-центрового Сиэтла и Оклахомы арестовали за попытку вооруженного ограбления дома среди бела дня. По словам самого Свифта, во время инцидента он находился под действием наркотиков. Теперь же 12-му пику драфта 2004 года грозит тюремный срок до двадцати лет лишения свободы…
Роберт Свифт не справился с испытаниями, которые приготовила для него судьба. В 25-летнем возрасте у джинджера появился второй шанс полностью реанимировать свою карьеру. Если не в НБА, то в Европе. А если не в Европе, то хотя бы в хорошо оплачиваемой Китайской баскетбольной ассоциации. Но в итоге Свифт очутился на самом дне. Роберт был создан для баскетбола физически, но его характер оказался несовместимым с большим спортом.
Фото: CBSSports, BleacherReport, Fox Sports, Sports Illustrated
- Источник: allbasketball.org
- Автор: Andrea Forlani
- Опубликовал: Farl