Финал НБА. Чем хуже, тем лучше
Финал НБА. Чем хуже, тем лучше
«Я до сих пор воспринимаю его как «Коуча Райли». Мне кажется, что правильно называть его тренером дробь руководителем дробь что угодно. Но он решает задачи, он честно и по правилам создал настоящее чудовище. Почему я не должен давать этому должной оценки? Почему я не могу его с этим поздравить?»
Грегг Попович был первым, кто позвонил Пэту и поприветсвовал его в связи с созданием «Большого Трио». Мир погрузился в панику, мы не могли поверить своим глазам. Соединение двух топовых свингменов и очень интересного большого второго калибра в таком возрасте было для каждого из нас чем-то невообразимым. В мыслях мы рисовали что-то вроде совмещения Кобе Брайанта и Трэйси МакГрэйди в 2006-м с добавлением туда Пау Газоля в ранге дополняющего «большого». Лучший игрок НБА нацеленный на несколько титулов, побитый травмами, но все равно разносторонний и готовый уступать элитный свингмен и «большой», который тоже довольно слаб на подборе, мягковат под кольцом, не всегда хорош в защите и ничего собой не представляет как лидер, но при этом имеюет достаточную ширину атаки и подходит по характеру, чтобы стать третьим, но не лишним. Это выглядит страшно, правда?
«Хит» в наших глазах явились чем-то подобным. Не врите себе, признайтесь, что вы их боялись. Страх — это нормально, особенно если мы говорим о таком количестве индивидуального таланта с огромным пространством для маневра в платежной ведомости. Они смело могли усиливать состав дополняющими фигурами с минимальными ограничениями. Перед нами нарисовался трехглавый монстр, который может создать Династию и выиграть четыре-пять титулов подряд.
Грегг Попович был первым, кто позвонил Пэту и поприветсвовал его в связи с созданием «Большого Трио»
Прошло три года без одного месяца. Мы так и не увидели тех «Майами», которых так сильно опасались. Можно отбросить огненные предположения Билла Симмонса под барбитурой о том, что Бош будет набирать 20 очков за матч здесь, реализуя 60% своих бросков с игры за счет огромного количества открытых средних и посмотреть правде в глаза: ни на одном из этапов плей-офф они не достигли своего реального потенциала.
Сначала они закрылись, не смогли одновременно использовать Уэйда и Джеймса, не играли быстро, не растягивали, не задействовали сильные стороны своих лучших исполнителей. Их сделали. Их сьели: посмаковали, пожевали, проглотили. Затем они перестроились, но заползли в финал и выиграли его с колоссальным запасом, сделав это с больными Дуэйном и Крисом, выходившими на паркет лишь потому, что это решающие стадии, а не выступление бродячего цирка рядом с лавочкой у подъезда в спальном микрорайоне. У ЛеБрона был самым низкий показатель по передачам в плей-офф за всю карьеру. Играл ли Ди на максимуме своих возможностей, позволяло ли брюхо показать Бошу то, на что он был способен? Нет и еще раз нет. Прошел еще сезон. Уэйд признается, что за год до этого его колени чувствовали себя гораздо лучше, он умудряется родить 20 очков дважды за три раунда, а орущий демон имеет 12+6 в плей-офф. Это то, чего вы от них ждали?
А может быть, вы, как и я, плевали в ЛеБрона за то, что он пошел по заведомо легкому пути, который не расскроет весь его колоссальный потенциал в полной мере за счет «Вспышки» рядом, топ-3 игрока в мировом баскетболе на тот момент, не говоря уже о Крисе? Ну, как? Оправдалось? Что-то его сдерживает? В этом розыгрыше плей-офф он опять играет в одного, как в «Кливленде», делая вид, что ничего не изменилось.
Уэйд набрал 20 очков два раза в плей-офф, Аллен тоже, причем сделал это в серии с мертворожденной командой и принципиальной для себя организацией, посчитавшей, что Майкл Редд — более достойное будущее для «Бакс», чем он. Бош единожды достиг этого рубежа. Мы говорим о сроке в семь недель. Что, уже не так страшно?
В этом и кроется вся несправедливость и вся грандиозность этого объединения по интересам: оно не работает так, как должно было, флоридцы никоим образом не там, где мы ожидали их увидеть с точки зрения доминирования и качества игры, но они трижды подряд подминают под себя конференцию. Делают это на зубах, но без каких-либо криков удивления со стороны при взгляде на конечный результат.
«Я мог бы соврать и написать, что он сломал лодыжку или еще что-то придумать, но я не стал. Он был стар как дерьмо. В этом все дело. Поэтому я и написал: DNP-OLD»
Это не тот Данкан, который десять лет назад выдал один из величайших сезонов в истории баскетбола, выиграв чемпионат в ранге единственной звезды в своей команде. Это не тот Тим, который через четыре года в одиннадцати матчах плей-офф к ряду сделает как минимум 20+10, а часто и больше. Это не тот фундаментальный «большой», который заходя глубоко в трехсекундную зону уже гарантировал вам победу. Но это все еще великий чемпион, не проигравший ни одного финала НБА в своей жизни: если он сюда заходит, он знает за счет чего ему по силам поднять над головой главный трофей в жизни баскетболиста. Это не Льюис Алсиндор-71, это Карим Абдул-Джаббар-87. Он не выиграет для тебя титул в одиночку, как раньше, но он выйдет на площадку, поможет, оставит там все до последней капли, показав максимум своих сегодняшних возможностей. В этом ключевое отличие практически всех современных высоких от воистину великих больших: ты говоришь себе перед серией как болельщик: «вот если Бош/Газоль/Ховард/вставь кого хочешь не обосрется под всем этим давлением — все у нас будет хорошо». У тебя не может быть таких сомнений по игроку калибра Данкана, сколько он сможет дать — столько он и даст. Там не будет вопросов о том, что он мог бы сделать больше. Весь ресурс будет исчерпан, нам лишь предстоит узнать вместимость сосуда.
Это не тот Данкан, который десять лет назад выдал один из величайших сезонов в истории баскетбола
«Майами» ассоциируется с невероятным количеством индивидуального таланта, «Сан-Антонио» – с Данканом, который дает 25+10 на решающей стадии с невиданной легкостью. Это самая непредсказуемая и интересная финальная серия в современной истории НБА, потому что в ней не работает то, что мы привыкли видеть, то, на что привык рассчитывать тренер и функционер.
В ней чересчур много неизвестных и это делает ее особенной.
Выдержат ли «Хит» хотя бы две игры на одинаково запредельном уровне, когда они этого не делали весь плей-офф, а игрокам при этом не лучше? Дадут ли «шпорам эти восемь дней отдыха необходимый запас физической прочности, дабы избежать прогнозируемой судьбы? Удастся ли им не сдохнуть после пятого матча и что окажется для них важнее: отдых для ветеранов или ритм для командной игры? Сколько осталось в Данкане? Если «Майами» осознанно жертвует не готовым работать в атаке Уэйдом в угоду более крепкой и тесной опеке Тони Паркера, готов ли Бош, забивший 8/34 в четырех последних матчах, сознательно взвалить на себя то, что в таком случае не родит Дуэйн и довести дело до конца? Насколько успешным будет процесс немедленной помощи от тренера по ходу серии, когда команды просто не знают друг друга и своего реального потенциала в противостоянии с этим конкретным соперником?
Вы все еще считаете, что понимаете эту серию? Это очень наивно.
«Моя игровая карьера длилась неделю и еще пару дней. Это смехотворно. Чему я могу научить Тони Паркера?
Тони Паркер — двукратный MVP Финала. Семь лет назад за произнесение этой фразы вслух религиозные фанатички предали бы вас анафеме. В 2007-м Данкан уступил. Он немножко сбавил обороты, создав задел для того, чтобы доминировавший в серии и во всем розыгрыше плей-офф француз получил то, что заслужил. В двух первых матчах финала и в двух последних на площадку выходил совершенно разный Тим, словно подстрекавший Тони к решению вопросов, но готовый в любой момент подставить спину, если у него не получится. Он заставил публику оценить по достоинству то, какой путь прошел Паркер за все свои годы в «Сан-Антонио» и сделал его узнаваемым. При прочих равных приз достался бы ему, но он позволил себе сыграть так, чтобы никто не смог игнорировать продуктивность разыгрывающего. Еще одна статуэтка ничего не значила для великого большого, но она подстегнула его помощника, ввела его на небосвод. Пока вы мерялись Киддами против Нэшей с тонкими вкраплениями Бэронов Дэвисов и Чонси Биллапсов, он указал на своего партнера, первого европейского обладателя награды такого достоинства. Если бы Тони тогда остался без нее, «Сперс» сейчас бы здесь не играли. Чуть позже он пообещает, что вытащит старика на эту стадию уже собственными усилиями. 23 очка + 4 подбора + 7.3 передачи + 1.2 перехвата в плей-офф-2013. Тони Паркер — двукратный MVP финала. Мы в четырех победах от того, чтобы это стало явью.
«Что, если бы они были мудаками? Что, если бы они были эгоистами? Что, если бы они, как это сказать, были умственно недоразвитыми? Если, если, если. Но, все так, как оно есть. Они невероятно одарены, невероятно умны, они обладают прекрасным характером. Когда у тебя есть несколько таких игроков, это открывает перед тобой возможность строить что-то на все времена»
Сказка так и не стала явью. В прошлом году им не удалось стать чемпионом, перестроившись с закрытого баскетбола на остроатакующий. Порка, устроенная молодой и атлетичной командой, в кои-то веки решившей играть в две и более передачи, указала Поповичу на то, каким перевесом обладают современные обоймы над стариками из Техаса, если ты открываешь перед ними краску, играешь с ними быстро, пытаясь соревноваться в умении эффектно завершать быстрые отрывы. Первый день тренировочного лагеря он начал с одного посыла: мы возвращаемся к тому, что когда-то делали лучше всего в лиге.
«Сперс» обладали более широким атакующим потенциалом в серии с «Лейкерс», с «Уорриорз», с «Гриззлис», но они взяли их готовенькими в защите. Они никого не перебросали, они не дали перебросать себя. «Сан-Антонио» превосходит «Мемфис» по всем параметрам в области глубины атаки, но они провели серию под диктовку соперника и выиграли ее в его баскетболе. Никогда не противтесь своей природе. Вы те, кто вы есть, и пускай «Майами» еще осмелиться вас превзойти.
Во время победной серии «Хит» научились побеждать за счет одновременного сочетания сильной игры в защите и коллективных действий в атаке, где каждый знал свое место. Они показали чемпионский баскетбол за два месяца до поры, когда его нужно было демонстрировать. С одной стороны, это накладывает отпечаток, ведь до этого уровня флоридцы ни разу не добрались в плей-офф, с другой — это ресурс для оценки ситуации. Мы знаем, как играть и побеждать всех на свете. Мы не должны ничего придумывать, мы умеем это делать, и это течет в нашей крови. Поэтому они непобедимы, как только собираются с мыслями и Уэйда хватает на игру и здесь, и там. Попович может сразу же выпускать ветеранов и скамеечников против «Майами» на пике их возможностей. Там нет вариантов для победы, но в финале они будут на этом уровне в нескольких играх, и это в лучшем случае. Это не фаворит серии, не фаворит сезона, не победитель всего и вся. Это такая же смертная команда, как и «Сперс». Поэтому здесь будет интрига: из-за травмы Ди у подопечных Споэльстры нет перевеса в уровне используемого таланта и мастерства, они просто не могут задействовать все и сразу, а наличие лучшего игрока современности частично или полностью компенсируется глубиной и шириной соперника. Против «Хит» в плей-офф «Буллз» играли в шесть человек, «Пэйсерз» в четыре с половиной, «Милуоки» в Сандерса и Эллиса, но никто не выходил вдесятером, с этими шутерами, каттерами, большими и пасующими, с предпенсионным, но все еще эталонным шестым. Эй, ЛеБрон, амнистируй это.
Игроки «Майами» в прошлом году обладали преимуществом, о котором каждый из вас забыл. Они были умнее, опытнее, организованнее и голоднее школьной команды и при этом не имели на руках перевеса собственной площадки. 2-3-2. Властвуя и разделяя, они могли применить весь ресурс на свете, чтобы взять одну игру из стартовых двух и перевезти серию во Флориду, где даже одна победа в трех последующих матчах выглядела эпическим достижением, воспеваемым в легендах. Сегодня все наоборот и 1-1 на старте — явление фактически необратимое, «Хит» придется реагировать в самые сжатые сроки для того, чтобы отбиться и взять одну встречу из двух последующих.
Это уже не «Чикаго» и не «Индиана». «Сан-Антонио» может обыграть тебя в защите, может обыграть тебя в атаке. Данкан не тот, кем он был 10 лет назад, он больше не играет в трехсекундной зоне и в физическом контакте, но он залезет туда, если надо и все еще испортит вам настроение. Он не Хибберт, он еще со студентов умеет играть с двумя соперниками на плечах, причем, как завершать атаки, так и выбрасывать на периметр свободному снайперу. Ты также не сыграешь Бошем против него, потому что у Тима перевес в фундаментальной оценке игры, он будет слишком часто ловить противника на его же ошибках. Ты не сыграешь против него суетливым Андерсеном, который поднимается вверх при первом обманном движении и сядет на фолы в сжатые сроки. Ты не сыграешь против него Хаслемом, ведь он уступает ему в росте, в массе, в длине рук, а проигранная позиция в глубоком посте или стандартизированный бэнк-шот за уши с четырех метров — последнее, что хотят видеть «Хит» от великого большого в этой серии. Будете защищаться вдвоем? Пожалуйста, только здесь практически все здоровы, шутеры попадают свои броски, а Ленард и Паркер в любой момент готовы оторваться и пролезть под кольцо после скидки. Что ты будешь с этим делать, когда ключевые игры будут еще и на его паркете?
Как там поживает твой подбор в защите против «больших», которые активно хватают мяч и Кавая, едва ли не лучшего в лиге по игре на чужом щите на этой позиции, использующего как свое тело, так и фундаментальное умение подчищать? Готовы ли твои запасные ответить Джинобили, проводящему последнюю большую серию в своей карьере, ту, где от него будет много зависеть? Может быть, знаешь, когда конкретно Попович провернет свой «финт ушами» и выпустит Блэйра или МакГрэйди с целью забить несколько мячей, когда к ним никто не готовился? Десять лет назад он взял Керра, сыгравшего две минуты во всей финальной серии с «Нетс» до того как и бросил его на площадку в заключительной четверти пятой игры при счете 2-2- со словами «ты просто должен выйти и попасть». Он забил ключевую тройку, добавил к этому мяч со средней, воспользовавшись неразберихой неготовой к его выходу защиты и гарантировал «Сперс» победу в чемпионате.
Самая организованная команда НБА с видавшими все лидерами, лучшим тренером в мире и более сильной коллективной игрой должна выглядеть фаворитом там, где действия всей обоймы важнее работы одного конкретного баскетболиста. Понимание игры подсказывает, нет, просто кричит: ставь на нее. Только, это не работает в серии, где есть четыре разных обладателя звания MVP Финала, приносящие за собой пресловутое «озарение великого игрока», когда ты просто не можешь ничего с ним поделать. Количество легенд на сантиметр квадратный в этой серии зашкаливает, что лишь доказывает отсутствие одного конкретного рисунка для достижения результата. Все двигается, все меняется, все перестраивается на ходу. Сколько раз эти персоны меняли исход матчей в одиночку, а Аллен с Ману, а тройки Боша и Баттье с Чалмерсом разве не фактор?
И здесь мы впервые говорим о Джеймсе. Пускай Сплиттер и Данкан закроют трехсекундную зону ростом, а Дьо — массой, пускай умница Кавай Ленард прилипнет к тебе, как банный лист, пускай Паркер будет лучшим маленьким в серии, но именно ты должен определить ее исход. ЛеБрон — не просто лучший игрок мира, он уникальное с баскетбольной точки зрения явление, которому по силам делать то, что мы раньше считали невообразимым. Он может переключаться как на Данкана, так и на Паркера, пускай эпизодически, но эффективно защищаясь против столь разных игроков. В восьмом владении, в семнадцатом или в пяти подряд решающих. Вы можете вспоминать истории о том, как Шейн Баттье просил перевода во вторую пятерку, чтобы выходить одновременно с Джинобили и обороняться против него весь матч, о том, насколько Уэйд разрушителен сзади, когда распределяя ограниченные силы решается вкладываться в игру на своей половине площадки, говорить о том, что Споэльстра, в первую очередь — тренер защитный. Но, это все шушера.
Джеймс обладает нереальным физическим и игровым потенциалом и у него больше нет причин, чтобы его сдерживать. Это игрок, который с минимально возможного количества бросков забьет 35 очков — больше трети от общекомандных в защитной рубке — и отдаст при этом 7 передач, сделает 8 подборов, пару перехватов и накроет зеваку, и при этом ему хватит сил, чтобы выстроенная вокруг него защита функционировала на надлежащем уровне. И это планка, покорение которой от него ждут те, кто закладывается на победу «Майами» в этой серии и готовится признать в нем соискателя славы Майкла Джордана. Это как серия с «Финиксом» в 93-ьем в разрезе. Ты знаешь, что он уже велик, но ты не готов ответить насколько. Вот этого ответа на игровой площадке мы от него и ждем.
Кому бы ни вручили трофей чемпионов в этом году, вся серия исторически будет восприниматься вокруг его персоны. Каждая команда, кроме больного «Хьюстона», выигрывавшая сопоставимое количество матчей подряд становилась чемпионом. Это не ожидание, это реальность, невозможно взять столько игр кряду, не демонстрируя при этом баскетбол, достойный главного кубка.
Год назад мы говорили, что у ЛеБрона не будет никаких оправданий. После такого сезона и того, что он доказал, что способен доминировать и в открытом баскетболе, и в закрытом, никакой рисунок «Сперс», предрасположенных и к первому, и ко второму, никакая защита в трехсекундной зоне, никакая опека не будет на первых полосах в нашем сознании. Есть три пути:
Джеймс выигрывает, и мы признаем его полноправным представителем десяти лучших игроков в истории уже сегодня
Джеймс проигрывает при феноменальной игре, но без поддержки партнеров и поднимается волна, требующая взрыва «Большого Трио» изнутри (Бош, салют!)
Джеймс проваливает финал, становясь «андерачивером», которых ранее свет не видовал.
Да, вы правильно восприняли мой посыл. Основа всего сущего – это Джеймс-Джеймс-Джеймс. Это Финал НБА. Это Пантеон Великих Игроков и никакого иного варианта здесь исторически нет и быть не должно.