20 лет прошло. Вещь, за которую убивали
Начиная от смелого замысла, не имеющего физических средств для воплощения, транзитом через скепсис окружающих, неприятие покупателей и смех конкурентов, эта парочка прошагала до статуса неотъемлемой части мифологии НБА, которую болельщики зачастую любят и ценят гораздо больше самой игры.
За три года до начала наступления нового века Foamposite One стали свидетельством грядущих изменений в стилистике игры, поведении игроков на площадке, креативности собственной презентации. И стоит поблагодарить баскетбольных богов, а также именитую рациональность Скотти Пиппена, который отказался от этих кроссовок. Ведь изначально эта модель была предложена извечному оруженосцу Майкла Джордана.
Дьявольский трюк Майкла Джордана
К счастью для истории, консервативного Скотти спугнул футуристический дизайн и все то, что так привлекало молодое поколение баскетболистов. То самое, одним из символов которого был Анферни «Пенни» Хардуэй.
Конфликт поколений
На рубеже 90-х «Цент» был маяком для молодёжи, которая продолжала боготворить Майкла, но в тоже время нуждалась в ком-то более приземленном, доступном, домашнем. Хардуэй вырос в бараках Мемфиса и воспитывался бабушкой. Она души не чаяла во внучке, каждый раз любовно называя его «Pretty» (красавчик), но из-за сильного южного акцента и отсутствия энного количества зубов на выходе получалось свистящее «Penny» (пенни — один цент).
Вскоре совокупность упорства и таланта позволили Хардуэю конвертировать свои баскетбольные навыки в куда более существенные цифры; не только сумм банковских чеков, но и количество персональных фанатов.
Во второй половине 90-х Джордан окончательно превратился в живую культурологическую ценность, идола, у которого, как и всякого божества, были свои поклонники и антагонисты. К последним относили себя те, кто не оставлял надежд на то, чтобы дотянуться до Его Воздушества и с размаху ударить его о землю.
И как и всякому молодому мечтательному поколению, им хотелось осуществить свою задумку оригинально, стильно и с размахом. Так же, как играли в баскетбол «Орландо Мэджик», в котором бушевало живое воплощение сил природы, облаченное в майку с фамилией О’Нил, и неиссякаемый на выдумки фантазёр, чьё прозвище «Пенни» так занятно дополняло цифру 1 на его спине.
Муки творчества
Только вот Эрик Авар ни о чем из этого не думал. За три года до появления феномена «Мэджик», дизайнер компании Nike сидел у себя дома, раз за разом задумчиво опуская ноги в тазик с водой.
— Уже на стадии самой идеи это звучало безумно, — вспоминает Авар. — Мы пытались визуализировать идею, что произойдёт, если опустить свои ноги в воду, которая затем застынет, полностью повторив рельеф ноги. И что если в таком виде пойти играть в баскетбол.
Это был полностью экспериментальный проект, поскольку даже компания дизайнеров, возглавляемая Аваром и Джеффом Джонсоном, отдалённо представляла себе материальное воплощение изящной концепции.
К тому моменту Джордан уже показал, каких интересных результатов можно добиваться, используя сочетания кожи, резины и неожиданных принтов. Именно эти материалы автоматически и брались за основу при разработке большинства моделей. Авар с Джонсоном хотели пойти дальше, и после долгих поисков остановились на фоампозите — гиперлегком пенном материале. После этого главным вопросом стало, как его укротить и интерпретировать в виде обуви.
— К тому моменту мы уже привыкли к тому, что решение может быть найдено в самом неожиданном месте, — признается Авар. — Так что когда я увидел футляр для очков, я не испытал эйфории. Я просто глубоко выдохнул и сказал: «Наконец-то».
Было решено отливать композитный материал в формы, а затем соединять их минимальным количеством швов. Но поскольку процедура сама по себе выходила дорогостоящей, дизайнерам пришлось обратиться к дополнительному спонсорству. Из множества компаний, которым названивали пытливые экспериментаторы, самыми прозорливыми оказались представители корейской фирмы Daewoo, специализировавшейся на бытовой технике и автомобилях. Именно при их помощи была построена форма для отливки заготовок.
Результат испугал даже самих авторов. Джефф Джонсон:
— Поймите, мы три года жили с этим проектом, но даже мы были в шоке от увиденного. Для того времени модель выглядела слишком нетипично. Когда мы закончили финальный сэмпл, все переглянулись и почти одновременно сказали: «Ок, мы это сделали. Но кто осмелится играть в ЭТОМ?
Орландо, у нас проблемы!
Сейчас это кажется странным, но одна из революционных именных моделей дебютировала вовсе не на паркетах НБА. Вопрос «что это за луноходы» впервые прозвучал после того, как звезда университета «Аризоны» Майк Бибби — тот самый, который после станет важной частью «Сакраменто» начала нулевых, — козырнул новыми кроссовками во время матча «Мартовского безумия».
— Нас тогда спонсировали Nike, — вспоминает Бибби. — И один из представителей сказал, что у них есть нечто особенное, правда, не слишком подходящее под командные цвета. Я сказал: «Хмм, если в них никто ещё не играл и они достаточно удобные, мне плевать, какого они цвета».
Бибби их хотя бы показали… Что же касается игрока, с которым Foamposite One будут ассоциироваться всю оставшуюся жизнь, то в данном случае сыграла роль прозорливость Хардуэя.
— Наш отдел тогда работал над линией Пенни, поэтому я принёс ему кучу наработок, среди которых были и Foamposite One, — вспоминает Авар. — Но после отказа Пиппена и критики руководства я решил не показывать ему модель. Даже не доставал её из рюкзака, пока Пенни не спросил, что у меня там. Я начал выкручиваться, сказал, что это незаконченный образец, но он попросил посмотреть. Все это время я продолжал лепить какие-то оправдания, пока Пенни не отрезал: «Все. Это будут мои следующие именные кроссовки».
Хардуэй впервые появился в этой модели в плей-офф, но если вы думаете, что подобная премьера создала ажиотаж и заставила молодых фанатов Пенни смести кроссовки с прилавков, вы ошибаетесь.
В истории с Foamposite One нет ничего тривиального. Модель долго не хотели выпускать в продажу, поскольку процесс изготовления получался слишком дорогостоящим. Выпустить кроссовки в открытый доступ удалось только после того, как на этом настоял сам Хардуэй. Но даже после появления кроссовок в магазинах спрос на Foamposite One оставался низким — 180 долларов оказались запредельной ценой, особенно для своего времени. Тем более для молодёжи, на которую был рассчитан товар. Вес кроссовок (500 граммов каждый) тоже не добавлял им популярности у игроков.
На несколько лет Foamposite One приобрели репутацию изгоев, дерзкой, но бессмысленной попытки ответить на вопрос, который не был поставлен. Кроссовки опередили своё время, но совсем на чуть-чуть. Начиная с 2000-х, композитные материалы стали неотъемлемой частью производства спортивной обуви, а Foamposite One возродились в качестве коллекционного раритета и баскетбольной экзотики.
За них убивали!
Сметливые деляги из Nike стали экспериментировать с расцветками, некоторые из них достигали такой ценности, что люди были готовы отдать автомобиль за пару Foamposite One Galaxy.
Со временем модель обрела даже криминальную кличку — DMV. Аббревиатура первых букв штатов DC, Maryland, Virginia — мест, где нескольких обладателей кроссовок зарезали исключительно с целью завладеть вожделенной моделью. По сравнению с остальными кроссовками, Foamposite One обладают самой пухлой криминальной историей, в которой помимо убийств числятся погромы и ограбления.
Сегодня Foamposite One — это не только баскетбольная обувь, это чуть ли не предмет фетиша, часть культуры, которая впиталась в повседневную жизнь НБА. Появиться в редкой расцветке — шик для многих звёзд баскетбола, которых не смущает ни вес, ни тем более вид этой исторической модели.
[media=https://twitter.com/KB_Loow/status/263752400433733632]
— В каком-то смысле Foamposite One и впрямь космические кроссовки, — говорит Эрик Авар. — 20 лет находиться на орбите всеобщего внимания — это дорого стоит. Эй, к тому же в них ходят звезды спорта, музыки, кино. Как их ещё назвать, если не космическими?
- Источник: news.sportbox.ru
- Автор: Антон Шатров
- Опубликовал: Kyama