340 миллионов за год. Как можно заработать на именной экипировке?
Объясняем, как обзавестись собственной именной моделью кроссовок или даже целой линейкой под собственным брендом.
История вопроса
То, что для игроков НБА кроссовки не только роскошь и средство передвижения по паркету, – не новость. Как и то, что с 1952-го года, в котором звёздный центровой «Миннеаполис Лейкерс» Джордж Майкан заключил контракт с фирмой Pro-Keds, многое изменилось.
Майкан стал первым игроком НБА, заключившим индивидуальную сделку с производителем спортивной обуви, но за выход на новый уровень товарно-денежных отношений между спортсменами и корпорациями все должны благодарить, конечно же, Майкла Джордана. Именно Его Воздушество наглядно продемонстрировал масштабы, в которых игрок может делать деньги на своём имени. Благодаря ему стали возможны многомиллионные сделки, на которых атлеты зарабатывают больше, чем благодаря своим непосредственным профессиональным обязанностям.
11 лучших
Дюрант, Леброн и Харден: все эти игроки получают от обувных спонсоров больше денег, чем от клубов, за которые они выступают. Но такие, как они, – это вершина финансовой пирамиды. Если не брать азиатских производителей (Peak, Anta, Li-Ning, 360), то в современной НБА всего 11 игроков, имеющих именную линейку баскетбольной обуви от индустриальных гигантов. Леброн Джеймс, Кайри Ирвинг, Кевин Дюрант, Пол Джордж – Nike. Дэмиен Лиллард, Джеймс Харден, Деррик Роуз – Adidas. Крис Пол, Кармело Энтони, Рассел Уэстбрук – Jordan Brand. Стеф Карри – Under Armour.
Попасть в этот список – заветная мечта любого игрока, входящего в лигу. Но это не значит, что свой дебютный сезон в НБА он проведёт в качестве иждивенца. Каждый игрок НБА, начиная от MVP финальной серии и заканчивая бедолагой, который машет полотенцем на самом дальнем краю скамейки команды-аутсайдера, имеет контракт с производителем баскетбольной экипировки. Разница, разумеется, в самих контрактах.
Цель - талантливые подростки
Процесс отсева и сортировки талантов перед заключением контрактов начинается на стадии школы. Крупные компании не просто спонсируют школьные команды, поставляют им экипировку и устраивают для них турниры под собственной эгидой, но, как и баскетбольные клубы, имеют собственных скаутов, которые тщательно и подробно ведут наиболее талантливых из ребят.
Особо одарённых стараются поощрять до того, как они достигают возраста, в котором имеют право заключать контракты. Здесь фигурируют всевозможные подарочки для родственников игрока, различные «благотворительные» акции для сообщества, в котором он проживает, и тому подобные выверты на грани легальности. Уже сейчас они вовсю ублажают Зайона Уильямсона, Ар Джей Баррета и Бола Бола (сына знаменитого Мануте Бола), хотя они в лучшем случае выйдут на драфт в 2019-м.
Компании стараются делать все, чтобы к моменту выхода на драфт у талантливого игрока была устоявшаяся положительная ассоциация с брендом, который поддерживал его стремление и прогресс все эти годы и теперь предлагает ему контракт. За топовых игроков бренды ведут жесточайшую борьбу и стараются заключить соглашения ещё до драфта. Так, например, было с Леброном и прошлогодним первым пиком драфта Беном Симмонсом. Как вы понимаете, таких десятками не фасуют.
В большинстве случаев компании бросаются на новичков после окончания Летней лиги, в которой игроки показывают свою удаль, а заодно могут опробовать в действии все предложенные варианты обувки. Как и в случае с рынком свободных агентов, здесь есть своя финишная черта – 30 сентября. Именно до этой даты игроки должны выбрать, с кем связать себя узами капиталистического брака, поскольку далее уже начинаются предсезонные матчи, на которые уже нужно выходить подкованным в товаре одной марки. Итак, вы в любом случае получите свой контракт. Вопрос, каким он будет…
Мерчандайзинговый контракт
Самое бросовое соглашение, которое заключается на годичной основе, поскольку полностью завязано на поступательном прогрессе игрока. Стоимость такой сделки колеблется от 5 до 10 тысяч долларов. Практически всю сумму компания кладёт на баланс специального аккаунта, с помощью которого игрок может отовариваться в интернет-магазине компании, с которой у него контракт.
По сути, львиную долю компания выделяет игроку, чтобы он тратил деньги на её же продукцию. Причём в случае с мерчандайзинговым контрактом доступен лишь базовый ассортимент. Никаких оригинальных расцветок, премиальных материалов и прочего… Если только это не прописано в качестве бонусов.
Дополнительные опции для покупок, увеличение баланса на аккаунте и прочие «вкусности» становятся доступны, если игрок, например, проводит на площадке в среднем по 15 минут или был признан лучшим игроком недели, либо отобрался на матч лучших новичков. Если же такие приятности в исполнении игрока начинают случаться на постоянной основе, то по истечении мерчандайзингового контракта ему предлагают денежный.
Денежный контракт
Самая распространенная опция. Стандартный денежный контракт, длительность которого составляет 3-4 года. Когда контракт заканчивается, спонсор, практически так же как и профессиональный клуб, имеет право повторить любое предложение по игроку со стороны конкурентов. Иными словами, он действует на протяжении первого профессионального соглашения игрока с клубом, который выбрал его на драфте.
Денежные контракты чрезвычайно гибкие. В массе своей они оцениваются от 200 до 700 тысяч, именно столько получают новички, выбранные в первом раунде драфта, за исключением топовых игроков. Например, Эндрю Уиггинс, выбранный в 2014-м под первым номером драфта, сразу получил от Adidas контракт на 5 лет стоимостью 11 миллионов и гарантией того, что именно Эндрю станет лицом новой модели Adidas Crazy Light.
Как и в случае с мерчандайзинговым контрактом, здесь действует система бонусов, но в данном случае, если игрок преуспевает в достижении поставленной задачи, ему присылают чек, а не пополняют аккаунт в интернет-магазине. Сумма бонусных денег, конечно, гораздо выше, чем в том же мерчандайзинговом контракте, но не спешите обольщаться.
Система двусторонняя, и в случае если игрок достигает определённого уровня (скажем, 10 очков за игру), активируется опция, согласно которой с игрока будет взиматься определённый процент, если его результативность будет падать ниже условленной планки.
Денежный контракт также подразумевает специальный аккаунт, через который игрок может покупать спонсорскую продукцию, но в отличие от мерчандайзингового контракта, баскетболист (если он принадлежит к числу топовых новичков) может ставить условия: какую сумму он бы хотел зачислить на аккаунт, а сколько получать в чековом эквиваленте. Вишенкой на вершине это многослойного торта является возможность получать свой PE (player edition), или в простонародье – авторские версии кроссовок.
При изготовлении таких моделей спонсор учитывает все пожелания игрока касательно текстуры, материалов и расцветки модели, а также разрабатывает специальный именной логотип, который игрок может использовать на любой продукции фирмы.
У коллекционеров такие кроссовки зачастую ценятся ничуть не меньше, чем именные, а зачастую даже больше. Диапазон игроков с персональными изданиями серийных моделей широк: от Демаркуса Казинса и Кевина Лава до Тимофея Мозгова и О Джей Мэйо. В свое время такие кроссовки были и у Андрея Кириленко. Но если вы уже обзавелись собственным PE-изданием, а ваши цифры упорно продолжают переть вверх, заставляя рыдать конкурентов, то можем вас обрадовать, вы близки к тому, чтобы обзавестись своей именной линейкой кроссовок.
Контракт на индивидуальную модель для игрока
Уникальное предложение. Этот год стал первым, когда новичок появляется в лиге, имея свою именную модель. Да и то только потому, что это Лонзо Болл с кроссовками собственной местечковой компании Big Baller Brand. Мастодонты обувных дел не разбрасываются именными моделями даже ради избранных новичков. Самому Леброну Джеймсу, каким бы уникальным он ни был, свой дебютный сезон отбегал в Nike Air Zoom Generation, которые Nike, кстати, переиздадут в этом месяце.
Контракты с учётом выпуска индивидуальной модели эксклюзивны и слишком сложны, чтобы можно было сказать про них что-то определённое. Ясно лишь, что они не только представляют собой сумму ВВП небольшого государства, но и чрезвычайно требовательны.
Пропустил больше 62 матчей в сезоне – отдай миллион. Сумма хоть и маленькая (по принятым там расценкам), но все равно обидно.
В отдельных случаях, как с тем же Леброном, в контракте прописан процент от продаж кроссовок, одежды и прочих штук с индивидуальным логотипом. Казалось бы, не такие великие 5 процентов от продаж в прошлом году позволили Джеймсу пополнить свой счёт на 340 миллионов.
При таких суммах не удивительно, что приоритеты слегка меняется, и цель стать первым активным баскетболистом-миллиардером (вот Джордан заработал свой миллиард, после того как ушёл на покой) для Леброна сейчас гораздо важнее шести чемпионских перстней Майкла.
Время и расценки изменились. Сегодня степень выгоды для бизнеса, как никогда, зависит от победы: раньше победитель получал большее количество трофеев, сегодня – большее количество нулей на счёте.
- Источник: news.sportbox.ru
- Автор: Антон Шатров
- Опубликовал: Kyama