Кобе, Хаким и белые парни с YouTube
Клянусь, моя жизнь будто фильм.
Настоящий фильм…
Я понимаю, это заезженная фраза, но поверьте, я говорю серьёзно. Позвольте мне доказать вам это.
Реальная история, Бог видит.
Мне было 16 лет, когда я приехал в Штаты из Камеруна. Я не знал языка. У меня не было здесь ни родных, ни знакомых. Единственным, что связывало меня с Америкой было увлечение хип-хопом. И я знаю, что уже много людей слышали это, но вряд ли кто-то по-настоящему осознаёт, насколько это безумно – я начал играть в баскетбол БУКВАЛЬНО за три месяца до того, как получил приглашение от одной из школ во Флориде.
Да, я уже тогда мог забить сверху, но на этом всё. У меня и мяч то не всегда получалось вести.
В общем первый тренировочный день в новой школе выдался таким паршивым, что тренер тупо выгнал меня из зала. Я просто не понимал, что происходило вокруг. Я был таким дрищом, таким слабым. Но хуже всего было то, что ребята из команды ржали надо мной. Они смеялись и кидали косые взгляды, будто они были теми говнистыми подростками из фильмов про школу. Это было жёстко. Только представьте, я – тинэйджер из Камеруна, смотрю на этих ребят, не понимая ни слова, с видом типа: «Да чёрт побери, хорош уже! Верьте в процесс!»
А они в ответ лишь: «ЛОЛ, УДАЧИ, ОТСТОЙНИК»
После той тренировки я вернулся в свою комнату и просто заплакал. Я лежал и думал: «Это какое-то безумие. Что я вообще здесь делаю?! Да у меня ничего не получится. Нужно валить домой».
Немного подостыв, я включил Lil Wayn’a, и, весь в раздумьях, начал вспомнить тех ребят, что издевались надо мной. Внезапно дух соперничества взял верх над всеми сомнениями. Я начал накручивать себя, стал переполняться мотивацией побороть все помехи. Вспомнил, что мне всегда нравились моменты, когда люди сомневались во мне. Вспомнил, что это заставляло меня работать ещё усерднее. Вспомнил, как хотел доказать всем, что они были неправы. Сидя в той комнате я твёрдо решил – «Буду пахать пока не стану по-настоящему хорош».
Со временем я становился всё лучше и лучше – добился приличного прогресса в игре под кольцом и начал уверенно чувствовать себя на корте, но у меня по-прежнему не шёл бросок. В надежде исправить это я начал тренироваться с одним из товарищей по команде – Майклом Фрэйзером-вторым. Кто-нибудь помнит его? Этот чувак был настоящим снайпером, просто бомбилой. Помню в одном из матчей он отвалил 11 трёх.
В общем после тренировок мы оставались в зале и устраивали трёхочковые зарубы, в которых он, конечно же, разбивал меня в пух и прах. Ещё бы, у меня нет ни поставленной формы броска, ни баланса в прыжке, никаких основ. Всё, что я делаю – швыряю мяч в сторону кольца. Я проигрывал ему день за днём и это так терзало меня, что я засыпал, думая о том, как бы победить его.
Итак, одним вечером, отдыхая после тренировки, я решил покончить с этим. Решил научиться бросать.
Я зашёл в YouTube и начал думать, что вбить в строку поиска.
КАК БРОСАТЬ ТРЁХИ?
«Да не…», подумал я.
ПРАВИЛЬНАЯ ТЕХНИКА БРОСКА?
«Тоже не пойдёт…»
И затем мне в голову пришли нужные слова.
Я вбил в поиск БЕЛЫЕ БРОСАЮТ ТРЁХИ.
Слушайте, я понимаю, что это стереотип, но вы хоть когда-нибудь видели обычного, 30-летнего белого мужика, бросающего трешку? Тут ведь всё как в учебнике: локоток поджат, колени согнуты, релиз идеален. И так на каждом броске. Да вы, наверняка, и сами встречали таких у себя на кортах – лет за 30, в каких-нибудь шортах от EVERLAST. Эти парни не отличаются каким-то атлетизмом или крутым дриблингом, но они всегда опасны из-за дуги. Их бросок всегда на высоте. Как раз подобных парней я и искал в YouTube. Просто ролики, где ребята кидают издали с идеально поставленной техникой. У них я и учился броску.
В общем мы всё также оставались после тренировок и всё также зарубались с Майклом. Только теперь, вместо того чтобы бездумно швырять мяч, я пытался имитировать технику тех белых ребят из роликов. И знаете, что? Это дало результат – Наши зарубы перестали заканчиваться выносами. Я начал попадать и даже бороться с ним. Более того, я начал замечать, как из-за прогресса в броске начала меняться моя игра. Оппоненты уже не могли бросать меня как раньше, ведь теперь я мог наказать их.
Понимаю, кто-то может подумать, что я преувеличиваю, но так и было на самом деле. На тот момент я даже близко не знал, кто такой Джей Джей Реддик. Я почти ничего не знал об НБА, потому что никогда не смотрел матчей живя в Камеруне. Нет, я не говорю, что моя семья была бедной и мы жили без телевизора. У нас он был, да и жили мы хорошей, нормальной жизнью. Это скорее какие-то безумные стереотипы Американцев об Африке, будто это одна большая страна.
Причина была в том, что моя мама запрещала смотреть матчи НБА. Она была помешана на моём образовании, жестко следила за успеваемостью. У меня просто не было возможности посмотреть матч и лечь поздно. Мой день был чётко распланирован: подъём – завтрак – школа с 7 до 5 – дорога домой – небольшой отдых/сон – ужин и снова учёба. Говорю вам – учиться в Америке в разы легче. В Камеруне же это просто жесть. Начальная школа там, будто колледж здесь. Я толком то друзей не сумел завести, потому что всё время либо спал, либо учился.
Помню 2002 год, когда «Золотое Поколение» Камерунского футбола играло на Чемпионате Мира, в стране тогда все были помешаны на футболе. Мне было всего 8 лет и единственное, чего я хотел – играть в футбол. Я бегал за родителями с мольбами разрешить мне играть в футбол, но в ответ получал лишь отказ. Позже, когда подрос и стал менее послушным ребенком, я убегал из дома, чтобы поиграть.
Обычно это было часовое окно между моментом возвращения из школы и моментом, когда мама приходила с работы. Футбольное поле находилось прямо рядом с нашим домом, так что у меня был разработан целый план. Я прибегал с занятий, бросал рюкзак на кухонный стол, открывал один из учебников и раскидывал ручки с тетрадями, изображая всё так, будто я тут трудился часами. Как только всё было разложено по местам, я сразу же убегал на поле. На самом деле, я был настолько хорош, что мог издалека услышать звуки приближающейся машины матери. Если же я оказывался на другой стороне поля, где не мог слышать этот звук, меня предупреждал тот, кто играл на воротах, крича: «Джоэл! Джоэээл! Твоя мама приехала! Беги домой!»
Я тут же срывался домой, прятал обувь и весь в поту прыгал за стол. Выдавал всё так, будто сижу-ломаю голову над решением какой-то супер задачи из учебника. У меня было примерно 25 секунд, прежде чем мама припаркует автомобиль, разуется и зайдет внутрь, чтобы увидеть меня, делающего уроки. К тому моменту я уже сидел на месте, со стаканом сока, с видом: «Привет, мам. Это я, твой хороший-послушный сынок».
Впервые же мне удалось посмотреть матч НБА в 2009. Это была Финальная Серия.
«Лэйкерс» против «Мэджик»
Дуайт Ховард. Пау Газоль. Ламар Одом и, конечно же, КОБЕ.
Я никогда не видел ничего подобного. Эти парни забрасывали чуть ли не каждый бросок. То, как они двигались, их атлетизм – это выглядело просто нереально.
Я сидел, смотрел игру, думая только о том, что хочу быть как они.
Целый год я бегал за родителями с мольбами позволить мне играть в баскетбол.
Отец лишь говорил: «Никто в Камеруне не играет в баскетбол. Может попробуешь волейбол?»
«Чего? Волейбол... Ты серьёзно, пап?», думал я.
Примерно в то же время, благодаря интернету, я познакомился с американским хип-хопом. Мне так нравилась эта музыка, что я просто пытался повторять слова из песен, хотя по сути не понимал ни слова. Мне казалось, что это делало меня крутым. Я ходил по школе и напевал одну из песен Lil’ Bow Wowи Ciara.
Так я погружался в культуру Америки - Lil’ BowWow, Канье Уэст и Кобе. Порой всё доходило до того, что, играя с парнями я выкрикивал «КОБЕ!» каждый раз, когда бросал по кольцу.
Только представьте эту картину – дрищавый тинэйджер, в Камеруне, на площадке с еле живым кольцом, выбрасывает кирпич за кирпичом и при этом выкрикивает имя Кобе…
Семь лет спустя я уже играл против него.
Всё как будто в фильме.
Настоящем фильме.
Обычно, узнав обо мне, люди думают, что всё было просто и банально: «Кто-то нашёл невероятно талантливого паренька в Африке, привёз его в Америку и тут у него попёрло – начал играть за Университет Канзаса, следом карьера профессионала в НБА и всё, он добился успеха».
Но это далеко не так.
Мой путь сюда начался, когда мне было 16. Я получил приглашение в баскетбольный лагерь Люка Мба а Муте, который он ежегодно организует в Камеруне. И, как вы можете догадываться, единственной причиной того приглашения был мой рост в 208 сантиметров.
В первый день лагеря я так сильно нервничал, что попросту не решился приехать. На второй день, всё же собравшись с духом, я появился на игре. Меня выпустили на площадку и мне удалось даже поставить сверху через кого-то.
Не помню бОльшей части той игры, но думаю, что из-за волнения и боязни провалиться, произошёл какой-то выброс адреналина, который и помог мне.
Вот так! Забил сверху в первой же игре! Причём не просто забил сверху, это был настоящий постерайз-данк.
В тот момент у меня в голове было только: «Ох, *****»
Да, я всё ещё был ужасен и толком ничего не умел. Но именного этого данка оказалось достаточно, чтобы они смогли разглядеть во мне что-то особенное. После той игры я получил приглашение на сборы «Баскетбол Без Границ», проходившие в Южной Африке. Спустя 2 месяца я уже летел во Флориду, чтобы учиться в одной из местных школ.
Через год я принял предложение Университета Канзаса.
Тогда я даже понятия не имел, что такое «Мартовское Безумие». Не знал какие колледжи сильные, а какие нет. Я выбрал Канзас по одной единственной причине – Люк сказал мне: «Канзас лучший из вариантов. Выбирай их».
Так я стал студентом.
Вот ещё одна реальная история, Бог видит.
Во время самой первой тренировки в Канзасе, Тарик Блэк вколотил через меня так жёстко, что я во второй раз подумал о том, чтобы бросить всё и уехать домой. Клянусь, я даже начал подбирать билеты на самолёт. На тот момент Тарик был уже на четвёртом курсе, выглядел как настоящий мужик. Я даже не понял, что произошло, только успел увидеть, как он вырвал подбор после собственного промаха, а затем взлетел и вколотил через меня так, что всё вокруг происходило будто в замедленной съёмке.
Он вколотил мяч с такой силой, что тот вылетел из корзины и вмазал мне по голове. Реально так вмазал. Но это было даже не худшей частью произошедшего. Хуже всего было то, что всё это время за нашей тренировкой наблюдали девушки из университетской группы поддержки. Буквально весь зал взорвался от смеха. Люди будто с ума посходили. Серьёзно, всё это выглядело как один из моментов WORLDSTAR(инстаграм аккаунт, публикующий разные эпичные моменты).
После произошедшего я направился в офис к Биллу Селфу (тренер университетской команды) и сказал ему: «Тренер, я не могу так. Что будет в официальных играх, когда на арене будут тысячи болельщиков? Я просто не смогу играть с этими парнями».
На что Билл ответил: «Что? Ты серьёзно? Да через пару лет ты станешь первым номером драфта».
Знаете, меня предупреждали про то как умело «втирают» тренеры в колледжах, поэтому я воспринял его слова, как попытку успокоить меня. Про себя же я думал: «Окей, продолжу играть, чтобы, по крайней мере, получить диплом и спокойно выпуститься. Это хотя бы обрадует мою маму».
Единственное, что тогда помогло мне не свернуть с пути – воспитание. Родители всегда твердили, что нужно продолжать работать, несмотря ни на что.
Едва прилетев в США, я получил посылку от моего тренера из Камеруна – DVD, на котором было записано часовое видео с игрой Хакима Оладжувона и других легендарных бигменов. Я смотрел этот ролик чуть ли не каждый день на протяжении трёх лет – учился движениям Хакима, а затем выходил на площадку и пытался повторить его манеру игры.
Я делал так и в школе, и университете.
Просто представлял, что я отличный игрок и могу делать всё, что могут мои кумиры. Вообще, сила мысли – поразительная вещь. Сами посудите, когда-то я вообще ничего не умел. Затем, убедив себя, что я – Хаким, начал становиться всё лучше и лучше. И теперь, всё стало получаться, я начал рвать корт.
Я представил, как попал в НБА. Я пробил себе путь в лигу поселившись в зале и обучаясь по роликам с Youtube. Как ещё это объяснить? Помните, как Кевин Гарнетт выиграл титул с Селтикс и после финальной сирены начал сходить с ума на площадке? Помните, как он закричал «ВСЁ ВОЗМОЖНООООООООО!!!»
Вот именно эти слова про меня и мой путь. Это моя жизнь. Всё случилось настолько быстро, что трудно поверить.
Самым ярким моментом стало завершение карьеры Кобе, когда он проводил свой последний матч в Филадельфии. После игры нам организовали встречу в небольшой комнатке. Вошел Кобе, я пожал ему руку и сказал: «Слушай, я знаю, что ты наверняка слышишь такое постоянно, но я начал играть в баскетбол семь лет назад только благодаря тебе. Всякий раз, играя в парке, я бросал по кольцу громко выкрикивая: «КОБЕЕЕЕЕЕ!»
Он посмеялся, затем мы немного пообщались и прежде чем уйти, Кобе сказал, пожалуй, самую типичную для него вещь. Для большинства это не имело бы никакого значения. Но для меня это было каким-то откровением, таким нереальным, будто я играл в видеоигру.
Он сказал так, как только он один умеет: «Ладно, молодой, продолжай трудиться. Слышишь!? Не вздумай останавливаться!»
Спасибо, Кобе. Спасибо, Хаким. Спасибо, Мама и Папа. Спасибо, Канзас. Спасибо, Филадельфия. Спасибо, Lil’ Bow Wow. Спасибо, тем белым парням с Youtube.
Клянусь, моя жизнь будто фильм.
Настоящий фильм…
- Источник: theplayerstribune.com, allbasketball.org
- Автор: Joel Embiid
- Перевод: swizz
- Фото: THE PLAYERS' TRIBUNE/USA TODAY/
- Опубликовал: swizz