Леброн впервые заговорил о скандале между НБА и Китаем. Теперь в Гонконге жгут его майки
Истории разлуки НБА и Китая уже почти две недели. 4 октября генеральный менеджер «Хьюстона» Дэрил Мори поддержал в твиттере гонконгских протестующих, из-за чего несколько китайских компаний отказались от сотрудничества с «Рокетс», а главный китайский спортивный телеканал (естественно, государственный) вообще перестал показывать предсезонные матчи лучшей лиги мира.
В тот момент «Лейкерс» и «Бруклин» находились в Китае: им предстояли две выставочные игры в Шанхае и Шэньчжэне. После твита Мори в обоих городах начали неистово сдирать наружную рекламу матчей, отменили все пресс-конференции, какие только можно. Ну, хоть сами игры оставили — и ладно. Обе, кстати, закончились поражениями Леброна Джеймса и его «Лейкерс».
Еще в Китае Леброн предъявил комиссару НБА Адаму Сильверу за то, что лига сразу не высказала четкую позицию, и в результате игроки не знали, что им говорить. Собственно, в Китае им говорить и не приходилось, потому что правительство страны запретило любое общение с прессой.
Зато после возвращения в США звездный форвард «Лейкерс» уже точно знал, кто станет его следующей жертвой.
«Да, у нас свобода слова. Но иногда она может принести негативные последствия, когда ты не думаешь о других, когда думаешь только о себе, — сказал Джеймс. — Столько людей могли пострадать — не только финансово, но и физически, эмоционально, духовно. Поэтому нужно быть аккуратнее со своими твитами. Не хочу вступать в словесную перепалку с Дэрилом Мори, но думаю, он просто был недостаточно проинформирован».
Видимо, примерно так же, как Кайри Ирвинг не был информирован, что земля круглая. В оригинале у Леброна вообще было слово uneducated — в дословном переводе «необразованный». Форварду «Лейкерс» за это слово тут же припомнили, что он вообще-то не окончил ничего, кроме школы.
«Хьюстон» даже после возвращения домой запрещает своим игрокам говорить на эту тему. И даже запрещает журналистам задавать вопросы.
И все равно удивительно, как за пару дней до твита Мори создатели мультсериала «Южный Парк» умудрились в точности предсказать, как все будет. В серии про Китай есть даже Леброн и Джеймс Харден!
Теперь Дэрил Мори — чуть ли не национальный герой Гонконга. А Король Джеймс — уже не король. Баскетбол одинаково популярен что в материковом Китае, что на обособленной территории. И в интернете уже полно видео, как гонконгские болельщики швыряют мячом в портрет Леброна или жгут его майки.
Достаточно ли информирован Леброн об этом?
Нет — и не собирается больше говорить о теме Китая. До старта чемпионата НБА осталась неделя, и Джеймс, по его словам, планирует быть капитаном команды и вести ее к титулу.
На прошлой неделе Сильвер выпустил аж два заявления. В первом комиссар сожалеет, что твит Мори задел чувства китайских болельщиков. Но когда стало понятно, что прогиб оказался слишком большим, пиарщики Сильвера решили встать на защиту американских ценностей: «Мы понимаем, что у каждого действия есть последствия. Но если альтернатива — ограничение свободы слова, то мы готовы на эти последствия».
НБА и Сильвера все равно сейчас осуждают в Штатах. Мол, как же так: правительство Китая указывает гражданам США, что говорить в США? Но и до НБА в Китай пришли многие американские бизнес-проекты. И они все играют по китайским правилам. Взять хотя бы ваш американский смартфон — загляните на его обратную сторону и убедитесь, что он сделан в Китае. Если условный Тим Кук из соображений свободы слова и демократии завтра тоже поддержит протестующих гонконгцев, то его заводы в Китае закроются. Это так же неизбежно, как схватить менингит, если выйти без шапки на улицу в 40-градусный мороз.
Можно называть это прогибом, а можно — умением считать деньги и пониманием того, как устроен мир. Когда вы покупаете билет дешевой авиакомпании, вы не можете жаловаться, что вам не разрешают пересаживаться на свободное место. Вы сами сделали выбор между деньгами (теми, что вы сэкономили по сравнению с другим билетом) и комфортом.
Леброн тоже сделал выбор. Его имя давно уже не принадлежит ему одному. Леброн Джеймс — это огромная индустрия, сравнимая по обороту с маленькой нефтяной компанией. Слишком много людей и слишком много долларов зависят от одного игрока и того, что он говорит.
«Южный Парк» высмеивает то, что каждый знает, но боится сказать вслух. И нет, речь не о том, что председатель КНР Си Цзиньпин похож на Винни-Пуха. А о том, что свобода слова хороша, когда она есть, и плохо, когда ее не оказывается в нужный момент.