14 апреля, 22:30
123
116
Детали матча
14 апреля, 22:30
105
116
Детали матча
14 апреля, 22:30
121
Детали матча
17 апреля, 02:30
106
110
Детали матча
17 апреля, 05:00
118
Детали матча
18 апреля, 02:00
105
104
Детали матча
18 апреля, 04:30
131
116
Детали матча
20 апреля, 02:00
112
Детали матча
20 апреля, 04:30
105
Детали матча
20 апреля, 20:00
Детали матча
20 апреля, 22:30
120
Детали матча
21 апреля, 01:00
111
104
Детали матча
21 апреля, 03:30
114
103
Детали матча
21 апреля, 20:00
114
Детали матча
21 апреля, 22:30
109
Детали матча
22 апреля, 02:00
109
Детали матча
22 апреля, 04:30
Детали матча
23 апреля, 02:00
Детали матча
23 апреля, 02:30
104
101
Детали матча
23 апреля, 05:00
101
Детали матча
Сегодня, 02:30
105
Детали матча
Сегодня, 03:30
108
125
Детали матча
Сегодня, 05:00
Детали матча
25 апреля, 02:00
Превью матча
25 апреля, 04:30
Превью матча
26 апреля, 02:00
Превью матча
26 апреля, 02:30
Превью матча
26 апреля, 05:00
Превью матча
27 апреля, 00:30
Превью матча
27 апреля, 03:00
Превью матча
27 апреля, 05:30
Превью матча
27 апреля, 20:00
Превью матча
27 апреля, 22:30
Превью матча
28 апреля, 01:00
Превью матча
28 апреля, 03:30
Превью матча
28 апреля, 20:00
Превью матча
28 апреля, 22:30
Превью матча
29 апреля, 02:00
Превью матча
29 апреля, 04:30
Превью матча
29 апреля, 20:00
Превью матча
29 апреля, 20:00
Превью матча
29 апреля, 20:00
Превью матча
30 апреля, 20:00
Превью матча
30 апреля, 20:00
Превью матча
30 апреля, 20:00
Превью матча
30 апреля, 20:00
Превью матча

Элджин Бэйлор, как начало славной династии «Лейкерс»

Ровно 2 месяца назад 22 марта 2021 года умер игрок, о котором не часто вспоминали, как о символе своей эпохи, или же о главной звезде франшизы из Лос-Анджелеса. Вот и в недавнем рейтинге ТОП-5 лучших игроков «Лейкерс», составленном 24 апреля сего года его нынешней владелицей Джини Басс, герой нашего повествования не был упомянут, как главный фактор в развитии.

 

Если оперировать не только одним «гаечно-медальным» багажом, то человек, который первым в НБА набрал в игре регулярного сезона 70+, и на сегодня лучший по набранным очкам в отдельной серии стадии плей-офф (об этом ниже), просто обязан быть на слуху. Но в тоже время, если смотреть в глаза сухим цифрам статистики, то на самом деле у Элджина Бэйлора помимо множества прекрасных матчей, рекордов результативности и попадания во всевозможные сборные нет самой заветной награды – перстня Чемпиона НБА. И этому частичному забвению есть очень простое объяснение, ведь не может же игрок, так и не разу за 14-летнюю карьеру не выигравший ни одного чемпионства быть в одном ряду или даже лучше, например Коби Брайанта?! Но не всё так просто, и, как отметил Черная Мамба, свои обманные движения он скопировал не с действий Майкла Джордана, а с финтов Элджина Бэйлора. 

 

«Все, что я слышал об Элджине, все, что я читал о нем, подтверждает то, что он был одновременно и Доктором Джи (Джулиусом Ирвингом, прим.) и Майклом Джорданом до эры Доктора Джи и Майкла Джордана. Он попадал в корзину и делал все свои фирменные невероятные вещи. Я всегда стремился к пониманию, как добиться точности бросков. Это круто - иметь возможность делать все эти фантастические вещи. Но, как он (Бэйлор, прим.) к этому пришёл?.. У него была отличная работа ног, очень взрывной и очень сильный первый шаг. Сегодня мы забываем его величие, насколько он был большим и насколько он был силён. Так что, когда он шёл вперёд, то ему не требовалось особой поддержки партнёров, всё было в основном… в его власти», - отметил обозревателю ЕСПН Джеки Макмаллан звёздный Коби Брайант.

 

На «Шоу Макса Келлермана» в беседе 2-кратного Чемпиона НБА в составе «Лейкерс» Майкла Томпсона и ведущего программы Келлермана отец Клэя Томпсона рассуждали о величии игроков, начиная от Бэйлора до Майкла Джордана и Коби Брайанта. Они подчеркнули, что Коби, Майкл и Элджин были похожи в феноменальной способности парить в воздухе и делать невероятные вещи. Томпсон добавил: «Если говорить о преемственности и поступательном развитии «способности летать и точно атаковать», то … это всё началось с Элджина Бэйлора, передалось Джулиусу Ирвингу, было улучшено Майклом Джорданом и Коби Брайантом, и воплотилось в игре Винса Картера. Всех этих парней следует считать акробатами НБА!»

 

И всё же не только феноменальный атлетизм, прыгучесть, нацеленность на кольцо и точность в завершении атак «двужильного» Бэйлора сделали его легендой стартовых сезонов «Лейкерс» сначала в Миннеаполисе, а потом в Лос-Анджелесе, впрочем, как и во всей Ассоциации. Было и нечто иное, о котором мы расскажем далее, начиная со времён обучения в университете Сиэтла, где он набирал в среднем по 34,4 очка за матч.

 

Элджин Бэйлор, как начало славной династии «Лейкерс»

 

ЭЛДЖИН БЭЙЛОР И ЕГО СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДОСТИЖЕНИЯ, КАК ИГРОКА, ТРЕНЕРА И ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТА

 

Статистику Бэйлора-игрока можно описать следующим образом:


 

Элджин Бейлор родился 16 сентября 1934 года в Вашингтоне, округ Колумбия. Названный в честь любимых часов своего отца, «Elgin», Бейлор увлекся своим любимым видом спорта еще до того, как смог позволить себе занятия баскетболом с настоящим мячом. Вместо этого он играл в баскетбол мячиком для большого тенниса, выполняя ведения и броски в кольцо. После учебы в средней школе Бейлор играл в Сиэттлском университете, набирая в среднем 31,3 очка за игру и привел команду к Финалу чемпионата NCAA 1958 года, где она проиграла университету Кентукки со счётом 72:84 с легендарным тренером Адольфом Руппом. И хоть его команда не выиграла титул, Элджин Бэйлор был назван МВП «Финала четырех» 1958 год.

 

О карьере и жизни Бэйлора в НБА рассказал известнейший автор-публицист и аналитик НБА Бен Симмонс в «Книге баскетбола», назвав его «отцом вертикального баскетбола». Но сначала Элджин закончил университет Сиэтла. Он неоднократно был замечен в желании учиться, о чём свидетельствует фото от 01 февраля 1957 года, где с книгами в руке запечатлены не только Бэйлор (в центре), но и его партнёры Джек Джонсон (слева) и Крэйг Хэнсон.

 

На драфте НБА-1958 Бэйлор (195 см., 100 кг.) был выбран клубом «Миннеаполис Лейкерс» под общим 1-м номером. На тот момент «Лейкерс» были одной из худших команд НБА и находились в большом кризисе после ухода Джорджа Майкена. Бэйлор был призван заменить легендарного центрового и получил на то время один из крупнейших контрактов в лиге на сумму 20 тыс. долларов. Отметим, что в те времена НБА была далеко позади двух главных Лиг Америки – НФЛ (Национальной Футбольной Лиги) и МЛБ (Главной Лиги Бейсбола). «Миннеаполис Лейкерс» являлись тогда слабейшим звеном в НБА. «Лейкерс» балансировала на грани банкротства и полной неизвестности. Нищая, ничем не примечательная команда, ничем не блиставшая в сезоне 1957/58 года, могла похвастать лишь 19 победами при 53 поражениях. Команда нуждалась в любой помощи – и в первую очередь на площадке. И помощь эта явилась в лице Элджина Бейлора, подписавшего с больной и раненой фаншизой «Лейкерс» свой первый контракт.

 

Спустя два года после прихода Элджина «Лейкерс» перебрались в Лос-Анджелес, и тогда по популярности баскетбольный коллектив на порядок уступал команде по американскому футболу «Лос-Анджелес Рэмс» и по бейсболу «Лос-Анджелес Брэвэс». После первых сезонов на новом месте, на драфте НБА-1960 под вторым номером был выбран легендарный разыгрывающий «Озёрников» Джерри Уэст, профиль которого мы можем лицезреть на логотипе НБА. Дуэт Бэйлор-Уэст помог «Лейкерс» 6 раз выйти в финал НБА, где все 6 раз команда уступила «Бостон Селтикс». Так началось одно из главных противостояний в истории НБА. И «виной» тому было присутствие в составе «Бостона» легендарного Била Рассела, о котором мы недавно рассказали.

 

Начиная с самой первой игры против «Цинциннати Ройялс», Элджин стал оправдывать вложенные в него инвестиции, забросив 25 очков. В игре против «Ройялс» он набрал 55 очков, показав самый высокий результат для всех игроков НБА того сезона в одной игре. Похожий отчасти на св. Петра и отчасти на св. Павла, он исполнял больше вариаций на тему «Картинок с выставки», чем удалось бы придумать самому Мусоргскому, – шла ли речь о том, чтобы доставить мяч в корзину или отдать пас партнеру по команде, или разразиться каскадом обводок и финтов, он проделывал все это, подергивая головой, словно черепаха, убирающая голову под панцирь, – чтобы не вышло чего нехорошего!

 

В конце первого года выступлений Бэйлор стал четвертым в Ассоциации по результативности, в среднем набирая 24,9 очка за игру; третьим по подбору, при среднем числе 15,0 за игру; и девятым по передачам при показателе 4,1 за игру. Теперь пришло его время. В сезоне 1959/60 Бэйлор поднял свою среднюю результативность до 29,6 очка за игру. Смена сцены на голливудские подмостки вполне устроила Эйджина, который быстро стал одной из самых ярких звезд баскетбольного Голливуда – при его легких движениях и способностях плеймейкера. И конечно же результативности, достигшей максимума в игре с «Нью-Йорк Никс» (71 очко) и в среднем составившей 34,8.

 

И вот тогда его тренер Фред Шаус назвал своего подопечного «величайшим крайним среди всех, кто когда-либо играл в профессиональном баскетболе». Но даже «величайший форвард» не мог принести Лос-Анджелесу мировое первенство, и сезоны 1961/62, 1962/63 и 1964/65 «Лейкерс» проигрывали в финалах «Бостон Селтикс», команде, груженной баскетбольными талантами по самый фальшборт во главе с боцманом Биллои Расселом и капитаном Рэдом Ауэрбахом.

 

На матче открытия чемпионской серии 1965 года с «Балтимор Буллетс» Элджин извернулся для совершения броска в прыжке и повалился на площадку как раненая кукла-марионетка с перерезанными веревочками, корчась от боли. Игроки на скамейке балтиморской команды услышали отчетливый хруст. Бэйлор поднялся и попытался идти, но снова рухнул, корчась от сильной боли. Сказались 23445 минут профессионального баскетбола 60-х, – он надорвал верхнюю восьмушку коленной чашки и порвал крестообразные связки.

 

Игроку  удалили часть коленной чашки, сшили сухожилия и связки, очистили колено от острых осколков. Врачи держались с суровостью могильной плиты, местные газеты уже заказывали некрологи, но Элджин, закованный в гипс от лодыжки до бедра, старался подобно Шалтаю-Болтаю собрать себя воедино. И вновь стать Элджином Бэйлором - самым точным хронометром.


Если, как сказал однажды Томас Карлайл, гениальность можно определить как бесконечную способность терпеть боль, то в качествах Элджина можно не сомневаться, ибо он с невероятной болью всё же сумел вернуться назад в игру. Накачанный новокаином, этот человек, который сам называл себя «сказочным инвалидом», достиг в сезоне 1965/66 года немногого, по словам легендарного комментатора и символа Чика Херна, «являясь бледной тенью себя самого». Но он гнал себя вперед, восстановив хотя бы власть над телом, хотя его фирменные движения перестали быть уникальными.


Теперь человек по имени Элджин превратился в из точных часов с автоматической подзаводкой в старые часы-ходики, которых надо заводить каждые 2-3 недели. Но тем не менее каким-то загадочным образом он сумел вернуться в следующих двух сезонах, набирая в среднем по 26 очков за игру, и однажды вывел «Лейкерс» в новую неудачную финальную серию против «Кельтов». Дальше стало больнее и менее результативно, без шика и шедевральных мюзиклов на баскетбольном корте.

 

В итоге Бэйлор стал одним из величайших игроков НБА, так и не выигравших чемпионский титул, хотя 8 раз играл в Финалах НБА. Он был вынужден завершить свою карьеру из-за проблем с коленом в начале сезона 1971/72. Примечательно, но именно в этом сезоне «Лейкерс» впоследствии сумели выиграть чемпионский титул. Понимая, что в таком состоянии он не сможет полноценно помочь команде, после 9 сыгранных матчей Элджин ушёл из активного баскетбола, как игрок со следующими словами: «Я не хочу продлевать собственную карьеру, не имея более возможности поддерживать тот уровень, который я установил для себя». А уровень этот выдержал испытание временем.

В истории «Лейкерс» есть аналогичный случай, когда игрок за сезон провёл менее 10 матчей, ни разу не сыграл в плей-офф, но стал Чемпионом. Уверен, что вы догадались, о ком идёт речь. Конечно же это украинский легионер Станислав Медведенко, который в сезоне-2000/01 сыграл 7 матчей в регулярном сезоне и ни разу в «плове», но свою гайку Чемпиона всё же получил. Если проводить аналогии, то и Бэйлор должен был получить перстень Чемпиона-72.


 

Бэйлор провёл в НБА в общей сложности 846 игр, в которых набирал по 27,4 очка, 13,5 подборов и 4,3 передач в среднем за игру. На старте карьеры он был одним из самых результативных игроков, набирая в сезоне 1961/62 по 38,6 очков в среднем за игру. После окончания карьеры «Лейкерс» приняли решение вывести из обращения игровой номер 22, под которым играл Бэйлор.


Была и другая жизнь Элджина Бэйлора в НБА - работа тренером и баскетбольным функционером, которая не стала столь успешной и звёздной, как карьера игрока. Сначала в 1974 году Бэйлор был нанят в качестве помощника тренера, а в 1976 и главного тренера в абсолютно новую для НБА и, в отличие от команды по бейсболу, не имевшую поддержки у местного населения «Нью-Орлеан Джаз». Не добившись сколь-либо солидных достижений Элджин Бэйлор ушел из нее в 1979 году. Затем он стал вице-президентом по баскетбольным операциям «Лос-Анджелес Клипперс». Следующие 22 года своей жизни он провёл на посту вице-президента и ушел на пенсию в октябре 2008 года, когда ему было 74 года. В 2006 году он также получил Приз «Лучший руководитель года в НБА». Во время его работы «Клипперс» выиграли два сезона и одну серию плей-офф.


Однако о злоключениях Бэйлора и судебных тяжбах к владельцу «Клипперс» Стерлингу немного ниже.

 

БОРЕЦ ЗА ПРАВА ЧЕРНОКОЖЕГО НАСЕЛЕНИЯ США И СОЗДАНИЕ ПРОФСОЮЗА ИГРОКОВ

 

Менее известная сторона Бэйлора - его активная деятельность в области гражданских прав. Об этом и многом ином вы сможете узнать из книги «Элджин Бэйлор: Человек, изменивший баскетбол» (Elgin Baylor: The Man Who Changed Basketball), которая впервые появилась на свет в 2015, и была переиздана в 2018 годах.

 

 

В начале своей профессиональной карьеры он заслужил уважение своих преимущественно белых товарищей по команде, многие из которых были выходцами из изолированного и поддерживающих порядки ку клукс клана Юга. 

  

В главе, озаглавленной «Я не животное, заключенное в клетку», мы узнаем об инциденте  16 января 1959 года в Чарльстоне, штат Западная Вирджиния, где состоялся «домашний» матч «Миннеаполис Лейкерс». В знак протеста против расовой дискриминации, Бэйлор в знак протеста просидел игру, потому что отель не предоставил ему и двум черным товарищам по команде жилье. Белый игрок «Лейкерс», «Хот Род» Хандли, уроженец Чарльстона, попытался использовать свое влияние, чтобы еще один «белый» отель поселил всю команду. Ему это не удалось. На прощание с белым служащим отеля Хандли сказал: «Этот человек (Бэйлор, прим.) более успешен, чем вы, и зарабатывает намного больше денег, чем вы когда-либо!»

 

Из солидарности с Элджином Бэйлором вся команда «Лейкерс» согласилась остановиться в пансионе в бедном черном районе Чарльстона. Когда Бэйлору было отказано в обслуживании в ресторане (только сэндвич-магазин на автобусной станции мог в конечном итоге обязать его и его черных товарищей по команде), он отказался играть в матче. И «Лейкерс», и НБА отказались накладывать на игрока дисциплинарное взыскание и штраф после того, как спонсор игры, американский клуб бизнесменов из Чарльстона, подал петицию в Лигу. Как описал автор книги Брайан Бэйн: «Мэр Чарльстона сначала отказался извиняться за инцидент ... Несколько дней спустя мэр Чарльстона позвонил Бэйлору, чтобы извиниться».

 

 

В Лос-Анджелесе Бэйлор присоединился к горстке других известных спортсменов и возглавил кампанию по поддержанию петиции в предоставлении чернокожим из неблагополучных районов возможности строительства домов летом 1964 года. Это происходило при сотрудничестве со Студенческим комитетом за год до бунтов в Лос-Анджелесе. Напомним, что в период с 11 по 17 августа 1965 года в районе Лос-Анджелеса с названием Уоттс проходили гражданские беспорядки. Район Уоттс был населен преимущественно чернокожими американцами, а в обществе была напряженность вокруг расового вопроса. Все это вылилось в протесты, после того как белые полицейские избили чернокожего мотоциклиста, подозреваемого в вождении в пьяном виде. Протесты перекинулись и на другие районы города, что привело к пожарам, погромам, избиению белого населения. После пяти дней протестов 34 человека погибли, 1032 были ранены, около 4 тысяч арестованы. Ущерб в то время был оценен в $38 миллионов. По курсу 2014 года ущерб составил $285,6 миллиона.

 

Наш герой также участвовал в историческом «Марше на Вашингтон», организованном лидером гражданских прав Мартином Лютером Кингом-младшим 23 августа 1963 г. Бэйлор был фаворитом как черных, так и белых фанатов в Лос-Анджелесе и других городах НБА (за исключением Сент-Луиса и Балтимора). Популярный футбольный комментатор Майрон Коуп в интервью журналу SPORT в марте 1963 года процитировал Элджина: «… Я не пионер или что-то в этом роде, но мне интересны проблемы людей, и я заинтересован в прогрессе».

 

Бэйлор был ярым сторонником создания профсоюза игроков НБА. В книге Бэйна говорится о том, что Элджин почти не получал признания за смелую позицию, которую он занял. В то время матчи НБА не транслировались по национальному телевидению. Одна из ведущих сетей, ABC, решила рискнуть и заинтересовать зрителей баскетболом, транслируя по телевидению Матч Всех Звезд НБА 1964 года. Звездные команды решили использовать возможность бойкотировать игру, транслируемую по общенациональному телевидению, если владельцы НБА не предоставят им пенсионный план. Хозяева возмутились. Игроки проголосовали не играть. Владельцы во главе с скандальным боссом «Лейкерс» Бобом Шортом пригрозили уволить своих звездных игроков на весь сезон

 

Бейлор сказал владельцу «Лейкерс», который громче всех угрожал и пытался прорваться на встречу игроков следующим образом: «Передай Бобу Шорту пусть (ругательство, неформальная лексика) сам себя в заднее место!» Игроки выстояли и выиграли, они получили свой пенсионный план, и игру транслировали для неосведомленной и большой аудитории. Так началась дорога НБА к телевизионным богатствам. Бейн цитирует журналиста Харви Аратона, который сказал, что «баскетбольные миллионеры, от Майкла Джордана до Леброна Джеймса, обязаны этим моментом своей щедростью».

 

Аналогичная ситуация с расистским оттенком произошла уже в наши дни, когда Бэйлор воевал с на тот момент владельцем «Клипперс» Дональдом Стерлингом.  В субботу днем 26 апреля 2014 года в доме Элгина Бэйлора в Лос-Анджелесе телефон не замолкал. Казалось, что все хотели поговорить с бывшим генеральным менеджером Clippers после того, как расистская запись, приписываемая владельцу команды Дональду Стерлингу, появилась поздно в пятницу на портале TMZ.com.

 

Бэйлор отказался от комментариев, пока не проконсультировался с семейным адвокатом. Напомним суть конфликта. В феврале 2009 года Бэйлор подал на Стерлинга в Верховный суд Лос-Анджелеса за незаконное увольнение и дискриминацию по признаку возраста и расы. Бэйлор, который до ухода в 2008 году проработал 22 года в должности генерального менеджера Clippers, позже снял обвинение в расовых притеснениях. В марте 2011 года суд вынес решение в пользу Стерлинга.


 

В первоначальном иске Бэйлор написал, что Стерлинг имел «видение структуры клуба подобно плантаторам Юга» и обвинил владельца в «повсеместном и непрекращающемся расистском отношении» во время недавних переговоров по контракту с Дэнни Мэннингом. В иске также упоминается, что Стерлинг сказал агенту Мэннинга: «Я предлагаю вам много денег за бедного чернокожего ребенка». Бэйлор утверждал, что Стерлинг сказал, что хотел, чтобы «Клипперс» (цитата): «состояли из «бедных черных парней с Юга» и белого главного тренера».

 

Бейлор также рассказал, что с 2003 года его зарплата была заморожена на уровне 350 000 долларов в год, в то время как «главный тренер команды получил четырехлетний контракт на 22 миллиона долларов». Этим тренером был Майк Данливи, который стал генеральным менеджером команды после ухода Бэйлора. Данливи тоже оказался втянутым в судебный процесс с Клипперс, чтобы получить оставшуюся часть причитающихся по контракту денег после того, как команда уволила его в 2010 году. «Клипперс» обвинили Данливи в обмане команды; в 2011 году арбитр присудил бывшему тренеру и генеральному директору 13 миллионов долларов.

 

А далее в 2014 случился расовый скандал, который и привёл к продаже «Клипперс», но … об этом не сегодня.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

 

Как сказал Наполеон Бонапарт: «Слава мимолетна, а забвение вечно!» Однако легиону поклонников Бэйлора о забвении беспокоиться не стоит. Конечно же у Элджина Бэйлора, как одной из главных спортивных легенд США, есть своё особое место в истории баскетбола НБА!

Комментарии (2)
Профиль пользователя Kaukenas
★★★★★
★★★★★
Зал славы AB
Профиль пользователя Kaukenas
Зал славы AB
23 мая 2021, 02:50
С удовольствием читаешь про легенд той эпохи. У них не было всех этих "плюшек ", которые есть у современных звёзд: баснословные контракты, привилегии, рекламные контракты, бегать по командам и т.д. Они были первопроходцами, да ещё и напрямую сталкивались с расовой дискриминацией, а не писали в твиттере "свое веское мнение". Автору спасибо за труд.
Профиль пользователя Владимир Туленко
★★★★★
★★★★★
Забанен
26 мая 2021, 02:14
Цитата: Kaukenas
С удовольствием читаешь про легенд той эпохи. У них не было всех этих "плюшек ", которые есть у современных звёзд: баснословные контракты, привилегии, рекламные контракты, бегать по командам и т.д. Они были первопроходцами, да ещё и напрямую сталкивались с расовой дискриминацией, а не писали в твиттере "свое веское мнение". Автору спасибо за труд.

Вам "Спасибо", что читаете!
Дэррил Доукинс – артист и спортсмен
Дэррил Доукинс – артист и спортсмен
С приходом в Национальную баскетбольную ассоциацию Билла Расселла в середине 50-х, лига никогда не испытывала недостатка в высоких и мощных атлетах, но такие экземпляры как Дэррил Доукинс на площадках НБА появлялись не часто...