Большой ребенок против невозможного
Хотите фокус?
Сколько результативных передач на него отдал Стив Нэш в январе? Тридцать? Двадцать пять? Да ладно вам, вряд ли меньше двадцати?! Тринадцать, львиная доля из которых пришлась на матчи с «Милоуки» (резво бегавшими в три задних) и «Денвером», который вообще предпочитает не забивать светлые головы МакГи и Лоусона любыми оборонительными заданиями. Таскай мячик, принеси мячик, прыгай за мячиком.
С интересными и грамотными командами там были стыд и срам. Почему гуру пик-н-ролла под рукой тренера, якобы делающего его суперэффективным, вообще не снабжает калифорнийского центрового мячами?
Все гениальное просто. Защита при двоечке все делает элементарно и правильно: она остается с Ховардом, а «Лейкерс» настолько беспомощны, слабы и убоги в своих взаимодействиях, что этого вполне достаточно.
Я, вы, алкаш Валера с третьего этажа – тренер команды НБА. Перед нами стоит судьбоносный вопрос: как закрыться от пик-н-ролла в лице лучшего в нем маленького и – до этого сезона – лучшего в нем «большого»? Способен ли Дуайт набрать 20, 25, 30 очков за матч, если Нэш будет снабжать его мячами? Да. Это может сделать любой, кроме Роберта Сакре. Способен ли Брайант набрать столько же после скидок, если обороняться против двоечки за его счет? Несомненно. Способен ли Стив на то, чтобы набрать столько же, если его оставлять открытым? Оп-па чототам стайл! В точку!
Оборона любого тактически грамотного соперника просто остается с Ховардом и Кобе при попытке канадского заднего разыграть базовую комбинацию. «Большой» и маленький уходят за Дуайтом внутрь, перекрывая линию передач, а свингмен приклеивается к легенде, пытаясь закрывать лидера команды, словно привязывая себя к КБ морским узлом. Игра на получение. Перед Нэшем остается выбор: бросать свободный мяч или пытаться закрутить очередную карусель, когда защита соперника уже встала. Вроде бы лучший шутер на своей позиции в истории и открыт? Да вы шутите.
Нет. Не шутим.
Пять-семь лет назад Стив не раздумывал бы и доли секунды. Матч вроде 31+16 в темпе Д’Антони не удивлял никого: как только ему давали шанс, умышленно перекрывая возможность для паса за счет предоставления лишнего метра – он бросал. Да, это его выматывало, да, в плей-офф он уже еле ноги волочил, но это работало.
Сегодня Нэш физически не в состоянии набирать эти очки на каком-то конкретном отрезке. Если вы думаете, что бросить двадцать раз + отзащищаться + отбегать большие минуты + разыгрывать массу комбинаций в таком возрасте да еще и с его спиной - это легко с точки зрения физической выносливости, баскетбол на приставке – ваш выбор и, максимум, тупиковая ветвь развития человека – ваш диагноз.
В прошлом году его вынудили добраться до планки в двадцать очков девять раз, в этом, разумеется, ни разу. Здесь на первый план выходит gamble: готов ли ты рискнуть и поверить в то, что ты будешь одной из шести-восьми команд, которые уйдут безнаказанными от подобной тактики, а не станешь той единственной, позволившей Нэшу набить лучший результат в сезоне? Помните Марка Джексона и штрафные Дуайта в прошлом чемпионате? Я зауважал его за то, что он риснул, пусть и прогадал. Сегодня в «бей Ховарда усерднее с поводом и без» играют все. Так же и со Стивом.
Он, конечно, не дурак, всем бы таких дураков. Он бы с радостью нашел возможность заиграть калифорнийского центрового, только канадец не имеет для этого необходимого пространства, физического и игрового. Нэш лишь подтверждает, что не может играть вместе с габаритным пятым номером, закрывающим ему трехсекундную зону и лицевую собой любимым и подстраховкой на себе и параллельно не имеет достаточно власти в команде, чтобы единолично ей управлять, что ни для кого не новость. Кобе есть Кобе. То есть, как в эпическом фильме, знакомом нам с раннего детства: так пусть же наши желания совпадают с нашими возможностями?
Нет, не катит.
Задайте себе вопрос: какой уровень тех великих гуру нападения, восседающих там на лавке всем своим многочисленным кодлом (ведь никого из ассистентов Брауна – строителей БАМ-а, «Принстона» и стадиона питерского «Зенита» – не отправили вслед за тренером), если они такой бандой не способны решить простую дилемму: как имея крутого свингмена и фантастического ассистента довести мяч до лучшего – пусть и больного – центрового в игре?
Вспомнили как я вам говорил о том, что эти настроят? Стыдно?
Разумеется, за такую тактику можно наказать.
Играть двойку Нэш-Ховард максимально высоко, когда при отлучении защиты от Стива в пользу Дуайта, канадец останется один на трехочковой и бросит свободный. Разница между тремя и двумя в сегодняшней лиге намного больше, чем одно очко, ведь получается, что, оставляя разыгрывающего внутри дуги, вы форсируете высокий средний, самый тяжелый бросок в баскетболе (хорошая защита), но, если все это отодвигается на метр назад, вы представляете открытую тройку на 180, самый желанный бросок в баскетболе (ужасная защита). Ноги, спина, возраст суперветерана не позволят применять это каждый раз, но все-таки подарят шанс периодически наказывать.
Однако для того чтобы это заработало, «Большой ребенок» должен опять начать чувствовать свое тело и ловить этот гребаный мяч. Это еще придет, наверняка, тогда будет уже слишком поздно, но придет.
Получается, что сегодня лучше всего кормить Дуайта удается именно Брайанту, потому что его двойку со здоровяком тяжелее всего перекрывать и большинство трехочковых Нэша идут именно после его скидок. Пик-н-ролл на троих перевернулся с ног на голову: то, что в теории должны были заигрывать канадец и калифорнийский центровой для освобождения Кобе от нагрузок, теперь делает сам КБ для того, чтобы заиграть кого-то из них.
Это не Steve Nash Basketball, это Steve Blake Basketball.
Повторюсь, что уровень общего коллективного взаимодействия настолько убог и ужасен, что это единственный путь для того, чтобы быть хоть сколько-либо эффективными, но сам свингмен уже откровенно, по-наглому стар. Он терпел, пыхтел, рыгал, но с доподлинным упорством, известным лишь ему, все-таки делал это пока его максимально разгружали в защите, но как только в головы местных златоглавых гуру стукнуло умышленно перегружать его сзади, как он тут же рухнул в атаке и сезон, который заставлял даже меня заткнуться – вернув его в узкий, тонюсенький ряд элитных игроков – на наших глазах превращается в ту же смехотворную версию прошлого чемпионата. Только теперь с двумя победами и девятью поражениями на ключевом отрезке.
Ховард бросает девять раз в январе, Брайант – 23 (и 25 месяцем ранее). Взаимодействий с Нэшем – ноль целых, хрен десятых. Платежная ведомость перегружена, сопоставимый игрок в обмен на Газоля – скорее, сексуальная фантазия о ночи со знаменитостью с обложки журнала Playboy под кроватью, чем объективная реальность. Ограниченный тренер, который совершенно не спешит развиваться, смехотворный Джим Басс, давление и вина всегда на Дуайте, ведь первый пункт первой статьи главного закона штата Калифорния гласит: не вижу зла про Кобе, не слышу зла про Кобе, только с «не говорю зла про Кобе» как-то не сложилось. Оно тебе надо, парень?
Выиграет ли Ховард здесь чемпионат в ближайшие годы? Скорее, нет, чем да. Сможет ли он развиваться как игрок? Фифти-фифти. Получит ли он больше негатива, чем позитива от своего пребывания в «Лейкерс». Да, объективно да.
Я ехидно смеюсь над теми, кто говорит, что им будет не хватать «Лейкерс» в плей-офф (хотя я бы не стал говорить о их пролете, как о медицинском факте: конкуренты здорово кусают друг друга и продолжат это делать вплоть до финальной сирены восемьдесят второй игры сезона). Дорогие мои, а по «Нью-Йорку» Айзейи вы скучали, вам было сильно больно без них?
А чем чисто стратегически отличаются два этих понятия? Превращение ведь идет стремительными темпами: самодурство в управлении, приглашение несовместимых игроков (лишь бы с именем), тренерская чехарда с обязательными ошибками при выборе и сто миллионов долларов в ведомости с отрицательным балансом побед и поражений, и место у дна таблицы. Детка, да это же мечта каждого хейтера!
Только одно дело, когда в такой жопе Эдди Карри, Джером Джеймс, Стэфон Марбэри и прочий шлак, другое дело...
Хотя Стив Нэш летом заставил людей принять его выбор. Значит, мы должны принять как должное и его последствия.
Свой же выбор Ховарду еще лишь предстоит сделать. Генеральные менеджеры напряглись, они ведь понимают, что в следующем году он будет значительно сильнее чем в этом, как за счет улучшения физики, так и за счет увеличения мотивации, может быть, даже вновь заслужит прозвище «Супермен». Они вцепятся в него без лишних вопросов, только бы дал повод.
«Большой ребенок» может сделать невозможное. Но я не назову это побегом, гнилой драмой, помесью слюней и соплей, как было с «Орландо». Это будет взвешенное взрослое решение, и он обыграет его с нужной стороны. Остался? Я не брошу великую вывеску, опускающуюся в болото и буду ее тащить. Бросил? Я не побоялся гнева миллионов и сдержал слово: чемпионство для меня важнее всего (ткнув пальцем на чувака с South Beach, типа его приняли и меня примете).
Куда важнее другое: мне одному кажется, что команда Газоль – Брайант – Нэш и правильная ротация в подобранном темпе будет интереснее сегодняшней?