Наперекор судьбе. Серж Ибака: Легенда «черного континента»
Одним из главных достижений «эры Дэвида Стерна» справедливо считается продвижение НБА на мировой рынок. Исконно американская игра давно перестала быть таковой — это глобальный продукт, в непосредственном создании которого участвуют люди со всех континентов. Впрочем, Африке в баскетбольной иерархии НБА все же отведено особое место. Черный континент подарил НБА несколько абсолютно уникальных персонажей, каждый из которых вписал свое имя в историю игры. Хаким Оладжувон, Дикембе Мутомбо, Мануте Бол — забыть этих баскетболистов нельзя.
Возможно, это происходило потому, что путь в НБА для обычного мальчика из Камеруна, Нигерии или Сенегала априори длиннее, чем у его сверстника из Испании, Франции или Австралии. Многие африканские страны неспроста считаются странами третьего мира — там и по сей день отсутствуют некоторые блага цивилизации, которые для нас стали неотъемлемой частью быта еще лет 30-40 назад. «Партнеры по студенческой команде Канзаса всерьез спрашивали меня о том, не должен ли каждый африканский мальчик в возрасте пяти-шести лет отправиться в лес без взрослых, убить там льва и принести его шкуру домой», — недавний рассказ новичка Филадельфии Джоэля Эмбиида лишь подтверждает количество стереотипов, существующих вокруг Черного континента. В то же время, стереотип возникает еще и от того, что африканцы известны как сильные и выносливые люди. Стало быть, если добавить им роста, из них могут получиться отличные баскетболисты.
Путь Сержа Ибаки в НБА изобиловал различными испытаниями. Однако Ибака не терял из виду главного — своей конечной цели. «В детстве, в возрасте семи-девяти лет, мы стараемся заниматься всем и сразу. Но с самого начала я понял, что хочу играть именно в баскетбол и не позволял себе отвлекаться на всякие посторонние вещи», — говорит уроженец Браззавилля.
Тяга к баскетболу досталась Ибаке от родителей — его родители не просто играли в баскетбол, а даже привлекались к национальной сборной страны для участия в международных соревнованиях. На площадке, находившейся на Авеню дю Раиль, маленький Серж проводил много времени. Для игры у него имелся только старый потертый мяч — ни о каких кроссовках даже речи быть не могло. Однако цели из виду конголезец не упускал.
«Я привык просыпаться в четыре утра для пробежки. Я вставал с кровати и начинал бежать. Иногда в нашем доме не было света, частенько не было еды. Но я знал, что мне нужно бежать. Зато теперь я знаю: если бы я не совершал этих утренних пробежек, я бы не стал кем, тем стал».
Мать Ибаки ушла из жизни, когда ее сыну было семь лет. Мальчик остался жить с отцом Дезире, но вскоре потерял и его. В 2001 году портовика из Браззавиля обвинили в организации антиправительственного переворота и упекли в тюрьму на несколько лет. 12-летний Серж остался на попечении бабушки по материнской линии, которая и занялась его воспитанием.
На этом трудности не закончились. Через какое-то время Ибака всерьез поругался со своими дядями — те попросту отказывались принимать его под своей крышей и выгнали из дома. Когда же мальчик пытался вернуться в дом бабушки, ему угрожали физической расправой. «Я спал на улице, на парковках, в дневное время суток — мыл улицы или просто стоял с протянутой рукой. В школу я тоже не ходил, потому как некому было заплатить за мое образование. Однако все эти моменты заставляли меня выкладываться на площадке еще больше», — вспоминает Ибака. Спустя годы Серж помирился со своими родственниками, построил для них отдельный дом и оказывает им денежную помощь, объясняя это тем, что скандал с ними всерьез закалил его характер.
Впервые на радары скаутов Серж Ибака попал после выступления на чемпионате Африки в возрасте до 18 лет, где он собрал все возможные индивидуальные награды. При этом, как признается сам игрок, примерно до 15 лет он ни разу в жизни не играл в баскетбол в нормальных кроссовках на качественном паркете. Уже через год конголезец перебрался в Испанию, а еще через год попал на драфт лучшей лиги мира — североамериканской НБА. Прорывом для Ибаки стал известный тренировочный лагерь Eurocamp в Тревизо — мало кому известный игрок после выступлений в Италии был выбран под 24-м номером на драфте-2008. Конголезца в Национальную баскетбольную ассоциацию забрал к себе Сиэтл, но свою заокеанскую карьеру центровой начал в составе Оклахома Сити — именно в этот город был перевезен некогда знаменитый франчайз из штата Вашингтон.
Африканец достаточно быстро стал неотъемлемой частью одной из наиболее динамично развивающихся команд в НБА. Молодая банда Скотта Брукса с Кевином Дюрантом, Расселлом Уэстбруком и другими уже в сезоне 2011/12 играла в финале сезона, уступив Майами ЛеБрона Джеймса. С тех пор «Громовые» постоянно останавливались в шаге или нескольких от чего-то большого, хотя обвинять в этом Ибаку не было никакого смысла — африканец свою работу делал на «отлично» и стабильно прибавлял в мастерстве. Особенно знаковой для Ибаки получилась серия сезона 2013/14 против Сан-Антонио: перед первым матчем серии Серж получил повреждение икроножной мышцы, которое, по предварительным оценкам врачей, заканчивало сезон для игрока. Каким было удивление публики, когда Ибака не только вышел на третью игру серии, а еще и здорово выглядел против будущих чемпионов НБА. «Если я смог выжить на улице, без еды и без денег, с отцом в тюрьме, то отдать всего себя в борьбе за чемпионский титул в НБА — это в буквальном смысле ничто для меня».
За считанные сезоны Серж Ибака превратился в одного из наиболее стабильных центровых ассоциации, максимально приблизившись к суперзвездному статусу. Летом 2016 года Ибака был неожиданно обменян из Оклахомы в Орландо, начав новую главу своей истории. При этом, уроженец Браззавиля не забывает о своих корнях. Каждый год Ибака проводит солидную часть летнего отпуска на родине со множеством социальных проектов. На первом месте для него семья, для которой он построил отдельный дом и продолжает поддерживать финансово. Что интересно, всем членам своей семьи баскетболист выделяет определенную сумму денег, но всегда требует отчета о том, куда и на что пошли эти средства.
Разумеется, вкладывается Ибака и в социальные проекты. За его деньги была реконструирована баскетбольная площадка на Авеню дю Раиль, каждое лето игрок проводит «Ibaka Games» — серию семинаров и тренировок для молодых баскетболистов. Еще одна сфера помощи — медицинское обеспечение для детей. В сотрудничестве с фондом Дикембе Мутомбо конголезец ежегодно обеспечивает слуховыми аппаратами сотни детей. «Я очень рад помогать этим детям. Поверьте, им нужно буквально все — еда, лекарства, одежда. Именно поэтому я приезжаю в Конго каждое лето и отдаю им всего себя. Для меня эта не поездка — не то же самое, что съездить на каникулы в Монако или выбраться на матчи футбольного чемпионата мира в Бразилию. Это действительно важно. И я рад видеть всех этих людей, когда возвращаюсь домой».
На родине Ибаку называют Яо Мином — несмотря на то, что китайская легенда Хьюстона не имеет никакого отношения к черному континенту, подобное прозвище приклеилась к Сержу из-за роста. Обычные жители Браззавиля, видя приезд баскетболиста, максимально быстро окружают его и требуют от него одного — денег. Впрочем, как можно понять, помочь всем бигмэн Орландо не может, но видит в этом свою большую цель. «Я хочу порадовать Бога. Именно поэтому я приезжаю домой и делаю все, что в моих силах. Ведь когда-то Бог очень помог мне», — рассуждает игрок.
«Все это ведь не случилось в один момент. Я мечтал, верил и трудился. С едой или без, с электричеством или без, с обувью или без — я отдавал всего себя этой игре. И когда мне выпал шанс, я был готов к нему». Сержу Ибаке 27 лет, он находится на пороге лучшего времени в своей карьере. Но именно пройденный путь из африканских трущоб до статуса звезды НБА заставляет Ибаку не забывать о своих корнях. Ведь в конечном счете, он такой же человек, как и все мы.
* * *
Наперекор судьбе. Кэрон Батлер: Ошибка в статистике
- Источник: sportarena.com, nv.ua
- Автор: Александр Прошута
- Опубликовал: Kyama