Краденое фото. Как создавался знаменитый спортивный логотип
Лицо НБА, её знак и символ рождался в войне двух брендов. Чтобы знать, чем она закончилась, не обязательно интересоваться баскетболом. АБА (Американская баскетбольная ассоциация) канула в Лету и упоминается исключительно в связке с такими определениями, как «бесшабашная», «убыточная» и «недолговечная». Противостоявшая ей НБА со временем стала глобальным бизнесом, в котором только логотип приносит лиге 3 миллиарда в год.
А ведь на момент его создания авторы преследовали простую и насущную цель – сделать НБА узнаваемой, чего бы это ни стоило. Не исключая и элемента кражи. По крайней мере, Алан Сигел и его партнёр по дизайн-агентству Роберт Гейл были готовы на это пойти.
Особенно это касалось Сигела, который знал, что в борьбе за главный приз нередко приходится лавировать между принципами и правилами. В школе он был звездой баскетбольной команды и имел на руках дюжину предложений из институтов, которые включали спортивную стипендию. Но он предпочёл сосредоточиться на учебе. Сейчас сложно предположить, каким бы он стал баскетболистом, но с уверенностью можно сказать, что он оставил глубокий след в истории лиги, ни разу не ступив на паркет НБА.
В 1969-м, сразу же после открытия своего агентства, Сигел получил заказ от комиссара НБА Джея Уолтера Кеннеди на разработку логотипа лиги. Как начинающему агентству, главе которого недавно стукнул 31 год, дали такой заказ? Ларчик открывался просто. Годом ранее Алан был в составе группы, которая работала над созданием логотипа для бейсбольной лиги. Именно это подкупило Джея Уолтера Кеннеди.
– Ему очень хотелось добиться родственных отношений между двумя лигами, – вспоминает Сигел, – ему нравился минимализм силуэта, красно-бело-синие цвета, которые символизировали флаг США.
Несмотря на то, что глава лиги фактически попросил дизайнера скопировать свою предыдущую работу, Сигелу пришлось нелегко.
– В то время было не так много источников для исследований. Приходилось приплачивать фотографам за копии снимков. Частенько они приносили работы не лучшего качества или с заурядных ракурсов, – говорит Сигел.
Сроки поджимали, а дизайнер все ещё ломал голову над поставленной задачей. Если говорить начистоту, то Алан спасся во многом благодаря человеку по имени Дик Шаап. Друг детства Сигела не без риска для своей карьеры начинающего журналиста и комментатора допустил дизайнера до архивов Sports Magazine. Этот поступок и стал судьбоносным.
– Именно в архивах я и нашёл фото Джерри Уэста, – вспоминает Сигел. – Я знал его, отец подарил мне сезонные билеты на «Никс», и я часто видел Уэста, когда он в составе «Лейкерс» приезжал в Нью-Йорк. Фото просто захватило меня. В нем читалась динамика, резкость. На вечер я выкрал фото из архива, поработал над ним и вписал получившийся набросок в заготовку. Результат был идеальным.
Таким же он показался и комиссару Кеннеди. Несмотря на удовлетворенность результатом, презентация прошла довольно буднично.
– Если бы это было сегодня, – продолжает Сигел, – пресса бы обратила внимание на каждый аспект. Тогда даже никто не поинтересовался, какого игрока брали за основу при разработке силуэта. Поэтому когда меня спрашивают, я всегда говорю, что это Джерри Уэст.
Сигел не зря делает на этом акцент, ведь для НБА эта довольно деликатная тема. После смены комиссаров журналисты пытались получить официальное признание того, что на лого изображён Джерри Уэст, но внятного ответа так и не получили. Дэвид Стерн через своего посредника Тима Франка выдал извилистый словарный опус о том, что было бы неправильным идентифицировать всю лигу с одним человеком, к тому же никаких записей, изображён ли на логотипе Уэст, не обнаружено.
Сам игрок относится к этой стороне своей славы тоже неоднозначно. Легенда «Лейкерс» утверждает, что он польщен подобным признанием, но при возможности выбора предпочёл, чтобы логотип НБА не связывали с его именем. С течением времени высказывания Уэста стали более предметными.
– Я слышал разговоры о том, что лига может решится на смену логотипа. Что ж, если это произойдет, мне бы хотелось видеть на лого Майкла Джордана, – говорит Уэст. – Он лучший игрок из тех, что я знаю. Он играл в защите, в атаке, а главное – приводил свои команды к победе.
Смысл слов 79-летнего ветерана понятен и даже логичен, но к реальности ближе слова Алана Сигела:
– Сегодня это больше, чем просто логотип, это символ качества, известный всему миру, и менять его было бы неправильно. В нем чувствуется качество, которое не угасает с годами. Это было классическое фото, таким же выглядит и логотип.
Почему-то мне кажется, что НБА хоть и не признает версию Сигела, но все же разделяет её.
- Источник: news.sportbox.ru
- Автор: Антон Шатров
- Опубликовал: Kyama