Как попасть в сильнейшую сборную мира, где тебя все ненавидят?
Максимализм свойственен подростковому возрасту. Не говоря уже о подростках-спортсменах. Кроме того, как избавиться от беспощадных прыщей в период от 16 до 21, всё в общем-то предельно ясно. Добейся успеха, стань первым любой ценой – тогда ты будешь успешен и обожаем. В противном случае, жизнь превратится в кучу зловонных, дымящихся руин. По такой же шкале максимализма молодых спортсменов оценивают и болельщики. Шкала не весть какая сложная. На одном её конце ты царь и бог, на другом – предмет всеобщих насмешек и сосунок, которому ничего не светит по жизни. Между этими полюсами – оправдания, отговорки и прочая не имеющая смысла казуистика.
Глубина резкости становится ещё больше, если в фокус попадает классовая разность и все сопутствующие ей атрибуты: состоятельные родители, частные учебные заведения, пиджачки с гербом школы, первоклассные спортивные программы, лучшие тренеры, регулярные трансляции матчей по национальному ТВ. Вы сами можете продолжить список, если не собьётесь на сленговые формулировки типа «золотая молодёжь», «детишки папиков» и так далее.
Проще назвать все это красивым круглым сургучом с надписью – Университет «Дьюк». «M by D» (Marked by Duke) – кодировка которую в Америке применяют к людям, которые не обязательно учились в «Дьюке». «M by D» – определение чванливого, заносчивого, высокомерного сноба, который пользуется данными ему при рождении благами и смотрит на всех остальных как на фиолетовую плесень. Это если коротко. Может быть, Кристиан Лэйттнер и не был «M by D», но он делал всё (а иногда немного больше), чтобы казаться таким. Именно так он стал легендой университетского баскетбола, единственным игроком олимпийской «Дрим-Тим», рекрутированным не из команды НБА, и одной из самых ненавидимых персон американского баскетбола.
Красиво жить не запретишь
Лэйттнер родился в Анголе. Откашляйтесь – не той, которая борется за выживание в Центральной Африке, а той, которая неподалёку от Ниагарского водопада. Мама назвала свое дитя в честь первенца Марлона Брандо: она млела, глядя на его гордый профиль в «Мятеже на «Баунти». Дальше можно контрапунктом: внешность херувима, частная школа Николс, репутация милахи-парня, первые успехи в учебе и баскетболе. Мама хотела отправить его в университет Северной Каролины, но весь бэкграунд Лэйттнера вопил о том, что он обязан оказаться в «Дьюке».
Баскетбольная команда университета называлась «Блю Девилз», там Крис и проявил не только баскетбольные таланты, но и свою дьявольскую сущность.
«Кристиан очень быстро переключался. Он мог быть любезным парнем, а через секунду накричать на партнёра по команде за то, что он не отнёс его полотенце в прачечную. Он невзлюбил Бобби Хёрли за то, что его в первый же год поставили в стартовую пятёрку и постоянно накручивал его. Говорил что тот не справится, отвешивал ему подзатыльники», – вспоминал однокашник Лэйттнера Грант Хилл.
Самого Хилла Лэйтнтнер как-то усадил в машину в полпервого ночи и принялся выкручивать чудеса на виражах, приговаривая: если нас поймают, ты же понимаешь, я всё свалю на тебя, и не сомневайся, мне поверят, ведь ты – первогодка, а я – Кристиан Лэйттнер. Всё обошлось, но Крис не лукавил.
Ангельский лик – дьявольское нутро
Лэйттнер действительно был неприкасаем. За время своего пребывания в «Дьюке» (1988-1992), он каждый год выводил «дьяволов» в «Финал четырёх» и дважды приводил команду к чемпионству. Титул сезона-1990/91 стал первым в истории «Блю Девилз». Его майку с номером 32 подняли под своды арены ещё до того, как он стал выпускником. В конце концов, именно Лэйттнер стал главным действующим лицом самого эпичного матча в истории университетского баскетбола Америки. 28 марта, 1992 года, «Дьюк Блю Девилз» – «Кентукки Уайлдкэтс»: игра выдалась нервозная. «Коты» вели в счёте, «Дьяволы» нервничали, Лэйттнер активно работал локтями, фолил, материл судей и уже получил пару предупреждений за свои «быдляцкие» замашки.
Когда «Кентукки» начали уходить в отрыв, Лэйттнер грубо сфолил в нападении на Амину Тимберлейке, но решил этим не ограничиваться. Как только парень оказался на полу Крис намеренно лягнул его ногой в грудь, после чего смерил презрительным взглядом. Учитывая предысторию матча, попахивало удалением, но судьи ограничились техническим. Лэйттнер уже тогда стал «Врагом общества номер 1», но до коронации было еще далеко. «Кентукки» приехали к концовке матча с разницей в «+1». 2,1 секунды: Грант Хилл метнул мяч в лучших традициях Ивана Ядешко, на противоположном конце площадки его выловил Лэйттнер, сделал финт ушами и отправил оранжевого в цель аккурат под звук сирены.
Это было за два месяца до того, как тренерский штаб олимпийской «Дрим-Тим», выбирая среди всех студентов страны, отдал единственную оставшуюся путёвку Лэйттнеру. На вопрос – что вы думаете по этому поводу? – Мэджик Джонсон отрезал: «Баскетбол – красивая игра. Люди не должны так поступать». Вы имеете в виду поступок Лэйттнера или решение штаба? – смутился репортёр. «Вы всё правильно поняли», – констатировал со-капитан «Дрим-Тим» (кроме Мэджика капитанил ещё Ларри Берд).
«Кристиан уже продемонстрировал, что он за личность. Теперь хочется увидеть, настолько ли велико его желание победить, насколько велик его послужной список», – закамуфлировал своё отношение к студенту Джордан. Спекуляция на размерах не случайна. Одним из двух финалистов на последнюю путёвку был здоровяк из Университета Луизианы. «Я очень хочу попасть в сборную. Моё желание оказаться в составе этой команды и побеждать вместе с ней так же велико, как я сам», – каламбурил обаятельный гигант.
Простые болельщики поддерживали центрового не только из-за антагонизма к Лэйттнеру. Парень по имени Шакил О’Нил помимо того, что был чудом природы, ещё и не тушевался при интервью. Он доминировал как на щите, так и напротив микрофона. За ним было интересно наблюдать, тогда как Лэйттнер ограничивался скупыми банальностями. Не в пользу «белого воротничка» было и то, что в тренерский штаб «Дрим-Тим» входил Майк Кшишевски – главный тренер «Дьюк Блю Девилз». Выкрики о бессовестной протекции сопровождали Лэйттнера даже в Барселоне, откуда он привёз золотую медаль. На драфте-1992 Кристиан ушел третьим после Шака и Алонзо Моурнинга. Парень, которого все любили ненавидеть, отыграл в НБА 13 сезонов и даже съездил на Матч Звёзд в 1997-м. Но ажиотажа вокруг всего этого было гораздо меньше, чем вокруг периодически возникавших статей с заголовками «Никаких симпатий к дьяволу», «Порок высшего баскетбольного общества» и «Почему я ненавижу Кристиана Лэйттнера».
- Источник: news.sportbox.ru
- Автор: Антон Шатров
- Опубликовал: Kyama