Золото дураков. Как выгнать игрока, который потом забьет 100 очков в одном матче
Ровно 54 года назад прародители «Голден Стэйт Уорриорз» «Сан-Франциско Уорриорз» обменяли самого доминирующего игрока в истории баскетбола Уилта Чемберлена в «Филадельфию». И уже после обмена, в составе «Филадельфии Сиксерс», Чемберлен установил тот сумасшедший рекорд — 100 очков в одном матче, который не могут побить до сих пор.
От сравнений с великой экономической депрессией 30-х и квалификации данного трансфера как самого провального в практике баскетбольного менеджмента этот обмен отделяет всего лишь несколько робких шажков.
Не будем забывать, что экономические реалии НБА и структура управления клубами в 1965-м году была кардинально иной. Жестких финансовых рамок не существовало, был только набор основных правил, по которым владельцы и менеджеры управляли клубами.
Права игроков меняли на новые автомобили, вместо заработной платы клуб мог взять на себя расходы по выплате кредита на дом, купленный баскетболистом, и таким образом привязать недальновидного спортсмена к месту работы и проживания. В отдельных случаях игрока даже могли проиграть в карты или рулетку. Всё-таки 60-е были расцветом расовой сегрегации, и для некоторых владельцев игроки были просто расходным материалом.
Назвать трейд Чемберлена однозначно провальным нельзя еще и потому, что «Уорриорз» испытывали серьезные финансовые проблемы. Клуб переехал в Сан-Франциско из Филадельфии в 1962-м, еще проходил период становления, который требовал огромных затрат. Для руководства вопрос стоял следующим образом: либо обмен Чемберлена, либо скорый упадок и вероятное банкротство.
Так что при всей кажущейся абсурдности его трейда были в истории «Уорриорз» и куда более провальные обмены. Вот несколько примеров, чтобы не быть голословным.
Достать и отпустить Картера
«Уорриорз» никогда не слыли мастерами работы на драфте, чего только стоит выбор Джо Смита под первым номером в 1995-м. Годом позже на самом богатом драфте десятилетия «Голден Стэйт» выступили и того круче. «Воины» деловито взяли под 11-м пиком безвестного Тодда Фуллера, видимо, не слишком впечатлившись игрой Коби Брайанта, Пежи Стояковича и Стива Нэша, которые ушли под 13-м, 14-м и 15-м пиками соответственно.
В 97-м «Голден Стэйт» остановились в шаге от Трейси Макгрэйди, сделав ставку на Адонала Фойла с Карибских островов. После такого стало понятно, что «Уорриорс» должно фартануть хотя бы по принципу исключения. Тем более, на драфте-1998 у них был высокий 5-й пик, а среди главных открытий числился дуэт из университета Северной Каролины Антуана Джэймисона и Винса Картера. Оба выглядели многообещающе, только Картер подкупал не только своей результативностью, но ещё завораживал своими полетами во сне и наяву. Вся лига грезила приходом «нового Джордана».
Конкуренты сделали все, чтобы «Уорриорз» преуспели. В «Торонто» долго думали и в итоге пальнули в Джэймисона. Спустя несколько минут Картер пожимал руку комиссару лиги в кепке с символикой «Голден Стэйт». А спустя ещё пару мгновений генменеджер «Уорриорз» Гарри Сент-Джин обменял Картера в «Рэпторс» на его однокашника Джэймисона.
В качестве причины потом выкатили довод о том, что Джэймисон более разносторонний и готовый к НБА игрок. Отчасти это и было правдой, Джэймисон отыграл в лиге 16 лет, дважды съездил на Матчи звезд и становился лучшим запасным. Только вот всего этого Антуан добивался отнюдь не в составе «Уорриорз», не говоря уже о том, что карьера его сложилась далеко не так ярко и продуктивно, как у Картера, который бьет исторические рекорды НБА и по сей день.
Королевский подарок
В начале 90-х мало что могло соперничать по степени зрелищности с быстрыми отрывами и ранним нападением «Run TMC». Тим Хардуэй, Митч Ричмонд и Крис Маллин стремительно закладывали виражи по паркету, удачно дополняя игру друг друга. Тим своим дриблингом заставлял хрустеть лодыжки защитников задолго до Аллена Айверсона и Кайри Ирвинга, Ричмонд отвечал за атлетизм и нахрапистость, а похожий на армейского инструктора Крис Маллин своими дальними бросками укоренялся в памяти тех, кто спустя 20 будет сравнивать с ним Клэя Томпсона.
В последнем для трио сезоне 1990-1991 «Run TMC» набирали в среднем по 72,5 очка, «Уорриорз» выиграли 44 матча при средней результативности в 116,6 очка — лучшей за последние 23 года.
О том, чтобы сделать из хорошей команды выдающуюся, боссы «Уорриорз» говорили ещё летом, тогда и прозвучали первые реплики об обмене одного из игроков топовой связки на «большого». По замыслу, это должен был быть центровой, умеющий пасовать и способный обеспечить монолитную защиту. Несмотря на всю свою искрометность и атаку, «Уорриорз» закончили сезон с 23-й защитой в лиге.
Заинтересованность в Ричмонде выказали «Кингс», которые были готовы расстаться ради игрока с 3-м пиком драфта-1991, на который уже выставил свою кандидатуру Дикембе Мутомбо. Тренер и генменеджер «Уорриорз» Дон Нельсон был не в восторге от прожектов начальства: система давала результат и требовала только косметических изменений.
Прения руководства и тренера продолжились вплоть до драфта, в процессе и после его окончания. «Уорриорз» прикидывали варианты с конца июня и до начала октября. Казалось, еще чуть-чуть, и сезон 1991-1992 Ричмонд начнет в команде из Окленда, но доводы Нельсона не сумели образумить начальство. «Уорриорз» обменяли Ричмонда в «Сакраменто» самым несуразным образом из возможных. Они отдали «Кингс» Ричмонда и центрового (!!!) Леса Джепсена в обмен на тяжелого форварда Билли Оуэнса, выбранного «королями» под тем самым 3-м пиком.
Дебютант по итогам сезона вошел в первую команду лучших новичков, но уже в следующем сезоне стало очевидно, что это не тот игрок, который поможет «Уорриорз» добиться качественного прогресса. За три сезона в «Голден Стэйт» его средняя статистика составила 12,8 очка, 7,2 подбора и 3,3 передачи. Полезно, кропотливо и надёжно, но не более.
Это не наш метод
Так можно озаглавить ту область политики «Уорриорз», которая касается слива сезона ради драфт-пиков и их последующего обмена. По ходу сезона 1979-1980 «Уорриорз» готовы были идти на любые унижения и поругания, лишь бы заполучить выгодный драфт-пик.
Сезон команда закончила с показателем 24 победы, 58 поражений, а его апофеозом стала преддрафтовая сделка с «Бостоном», в ходе которой «Уорриорз» обменяли своего стартового центрового Роберта Пэриша и 3-й пик драфта. В ответ «Селтикс» отдали 1-й и 13-й пики. «Голден Стэйт» выбрал под первым номером Джо Барри Кэрролла и приготовился пожинать плоды своей изощренной стратегии. Плоды оказались с гнильцой.
Временами казалось, что Кэрролл способен быть действительно решающей силой, из шести сезонов за «Уорриорз» в четырех подряд он набирал не менее 20 очков. Вместе с тем центровой систематически игнорировал режим, пропускал тренировки, влипал в истории с проститутками и курением марихуаны, в конце концов получил одну из самых трудно переводимых кличек. Джо (Joe Barry Carroll) прозвали Joe Barely Cares, что означает «Джо, которому едва ли есть дело». Что касается «Селтикс»…
…то пик, полученный от «Уорриорз», они потратили на выбор Кевина Макхэйла, который вместе с Пэришем и Ларри Бердом стал олицетворением «кельтской» династии 80-х. Номера каждого из них увековечены бостонским клубом, а имена вписаны в Зал славы баскетбола.
- Источник: news.sportbox.ru
- Автор: Антон Шатров
- Опубликовал: Kyama