В НБА установлен опасный прецедент
Много было сказано о переходе топовых звезд НБА из одного клуба в другой, но должно ли это быть проблемой всей лиги? В 2010 году Леброн Джеймс начал движение за расширение прав и возможностей игроков еще до того, как по телевидению объявил о своем решении присоединиться к "Майами Хит". Леброн хотел объединился с приятелем по банановой лодке Дуэйном Уэйдом в "Майами Хит".
Все знали, что "Майами" станет лучшей и самой ненавистной командой, и ее будет возглавлять самый большой злодей в лиге. Решение Леброна вызвало у фанатов резкую реакцию и привело к тому, что владелец "Кливленда" Дэн Гилберт написал одно из самых смущающих (и самых смешных) писем, которые когда-либо были в лиге.
Решение Леброна оказало огромное влияние на остальную часть лиги, особенно в среде элитных игроков. Это было начало десятилетия, в котором состоялось больше переходов суперзвезд, чем когда-либо. Игроки требуют обмен даже за два года до истечения контракта. Фанаты критикуют игроков и лигу за то, что они позволяют этому случиться. Люди задаются вопросом, находятся ли малые рынки в невыгодном положении и заявляют, что "тамперинг" является чрезвычайно распространенным явлением.
Однако, люди не задают правильные вопросы, которые раскрывают суть проблемы. Почему эти звезды уходят и это вообще должно волновать лигу? Разберем прецедент с непрекращающимися обменными запросами суперзвезд и объясняем, почему НБА не выгодно искать решение данной проблемы.
Супермаксимальный контракт
За последние несколько лет сумма контрактов в НБА резко возросла, так как лига получила больше денег от телетрансляций, чем когда-либо прежде. Особенно приятно чувствуют себя игроки, имеющие право на "супермаксимальный" контракт. Проще говоря, "супермакс" позволяет командам платить своему игроку намного больше, чем могут в любой другой команде. Со стороны игрока нужно лишь попадать в символические пятерки или выиграть какие-то индивидуальные награды НБА.
Предполагалось, что "супермакс" послужит стимулом для того, чтобы побудить игроков остаться в своих клубах, но это не сработало так, как хотелось бы командам.
Несколько игроков отказались от "супермаксимальных" контрактов и присоединились к командам, которые не могли предложить им столько денег. Отказ от миллионов долларов, вероятно, звучит нелогично. Но звезды НБА могут себе это позволить.
Сейчас игроки как никогда стремятся к чему-то большему, чем просто зарабатывание денег. Некоторые парни хотят играть со своими друзьями, некоторые хотят играть рядом с их родным городом, некоторые хотят играть в городе с хорошим климатом, некоторые хотят бороться за титул, а некоторые хотят сбежать из команды, за которую им не нравится играть.
Каждый игрок хочет разных вещей. Для элитных игроков, среди которых лишь единицы имеют право на "супермакс", есть вещи намного важнее, чем дополнительные деньги, независимо от того, насколько значительна эта сумма.
Есть даже примеры, когда "супермакс" навредил команде, которой он должен был помочь. "Уизардс" дали Джону Уоллу "супермакс", а потом он травмировал ахилл. Теперь у Уолла, вероятно, самый "необмениваемый" контракт во всей НБА. Если бы Кемба Уокер не имел права на "супермакс", у "Шарлотт", возможно, был бы лучший шанс удержать его. Однако, "супермаксимальная" цена слишком высока для такого игрока, как Уокер.
"Супермакс" определенно имеет недостатки и, вероятно, нуждается в доработке, но лиге лучше быть осторожной с изменениями, которые она вносит. Владельцы клубов малого рынка лоббируют изменения, но, как все видели в случае с Уоллом и Уокером, могут быть непредвиденные долговременные волновые эффекты с такими типами изменений.
Должна ли лига вообще быть обеспокоена массовыми переходами суперзвезд?
Нет.
Все хотят жить в мире, где у каждой команды есть равные шансы быть великой. Но лига так не работает. Есть так много разных факторов, которые определяют успех команды. Многие из них находятся вне контроля команды. Это простая реальность.
Комиссар НБА Адам Сильвер наверняка в восторге от всех перестановок, которые лига пережила за последнее десятилетие, особенно в прошлом месяце. Почему бы ему не быть в восторге? Летнее межсезонье НБА создает больше новостных заголовков для лиги, чем в течение регулярного чемпионата и, возможно, даже в плей-офф. НБА возглавляет заголовки всех спортивных новостей из-за переходов игроков. Это хорошо для лиги, даже если для некоторых владельцев это потеря активов.
Тот факт, что многие из элитных игроков перебираются на большие рынки, является лишь бонусом. Адам Сильвер должен быть взволнован возможностью встречи клубов Лос-Анджелеса в финале Западной Конференции в следующем сезоне или финалом "Лос-Анджелес" против "Бруклина" после возвращения в строй Кевина Дюранта. Лига хочет приковать к себе больше внимания. Крупные рынки приковывают большое внимание, а остальным просто нечего предложить.
Для случайных фанатов интересно наблюдать, как андердог далеко заходит в плей-офф, но можно гарантировать, что, если бы в финале НБА сыграли "Шарлотт Хорнетс" против "Юта Джаз", комиссар Сильвер определенно не был бы счастлив. Это не критика Шарлотт или Солт-Лейк-Сити. Можно не сомневаться что это действительно хорошие города, но они не Лос-Анджелес или Нью-Йорк. Национальные бренды привлекают большое количество людей. Это то, чего хочет лига.
Одно исключение
В последнее время наблюдается тревожная тенденция среди игроков, требующих расторжения контрактов за несколько лет до их истечения.
В частности, стоит вспомнить ситуации Кавая Леонарда, Энтони Дэвиса и Пола Джорджа. Лига должна быть обеспокоена тем, насколько легко игрокам выйти из действующих контрактов, прежде чем они получат право стать свободными агентами.
Переходы после обменных запросов привлекают много внимания, но никто не выигрывает в ситуации, когда элитные игроки проводят большую часть сезона немотивированными, потому что они просто не хотят играть, например как Леонард и Дэвис, желавшие уйти из "Сан-Антонио Сперс" и "Нью-Орлеан Пеликанс" соответственно.
Проблема в том, что это может быть скользкий путь, который только усугубит проблемы. Прямо сейчас звезды выставляют обменный запрос за пару лет до конца контракта, но на чем они остановятся? Если парень хочет уйти за три года до окончания контракта, кто помешает ему сделать это? Например, если Зион Уильямсон в январе решит, что ему не нравится "Нью-Орлеан" и захочет уйти?
Игроки имеют большую власть в НБА, но команды могут иметь больше рычагов влияния в этих ситуациях, чем они думают.
Рычаг команд заключается в том, что игроки вряд ли хотят сидеть на скамейке все годы контракта. Кто-нибудь из запросивших обмен на самом деле просидел бы оставшиеся годы контракта на скамейке, если бы клуб занял принципиальную позицию и отказался совершать обмен по первому требованию? Это возможно, но никто не может ничего утверждать наверняка.
Неизвестно, когда следующая звезда станет "несчастной" и потребует обмен. Неизвестно, кто будет этой звездой, но прецедент уже установлен. В течение следующих нескольких лет наверняка будут изменения коллективного договора. Ведь комиссар НБА работает на владельцев и должен хотя бы попытаться сделать все честно и учесть интересы большинства команд малого рынка.
При этом в игроков вложено слишком много рекламы и денег. Каждое лето превращаются в мыльную оперу с какими-то историями, за которыми все пристально следят. Это хорошо для лиги. Если цена состоит в том, что несколько владельцев малого рынка погорят, то пусть будет так.
- Источник: basket.com.ua, sircharlesincharge.com
- Автор: Ryan Mitchell
- Перевод: aks700
- Опубликовал: Kyama