Китай рвет отношения с НБА из-за одного твита. Уже потеряны миллионы долларов, и это только начало
Все началось с протестов в Гонконге. До них почти никому не было дела, но теперь все гуглят новости по теме.
Как так вообще вышло?
Генеральный менеджер клуба НБА «Хьюстон Рокетс» Дэрил Мори опубликовал в твиттере изображение с лозунгом в поддержку протестов в Гонконге — территории Китая с особым статусом. Обширные манифестации идут уже полгода, народ выступает против закона об экстрадиции с острова в материковый Китай. Гонконгцы уверены, что так правительство КНР хочет подавить их стремление к независимости, и выступают с лозунгами разной степени жесткости. В соцсетях полно разных высказываний, и Мори просто повторил одно из них: «Боритесь за свободу, оставайтесь с Гонконгом». Обычный политический лозунг, каких в твиттере много. Одна проблема — у Мори 200 тысяч подписчиков.
Полыхнуло тут же. И не рассказывайте после этого, что твиттер в Китае заблокирован и им никто не пользуется.
Что этот Мори себе позволяет?
Свобода слова — одно из главных достояний современного общества. Но культуры на Востоке и Западе слишком разные, чтобы их представители легко понимали друг друга.
Осознав, что последствия вышли из-под контроля, Мори удалил твит и извинился. Хотя и понимал, что из интернета уже давно нельзя ничего удалить.
«Я не намеревался своим твитом оскорбить поклонников «Рокетс» и моих друзей в Китае. Я просто высказал одну мысль, основанную на одной интерпретации одного сложного события. С того момента у меня была возможность выслушать и изучить другие точки зрения на этот вопрос.
Я всегда ценил значительную поддержку наших китайских болельщиков и спонсоров. Надеюсь, что те, кто сейчас расстроен, поймут, что оскорбление или непонимание не входили в мои планы. Твиты я пишу от своего лица, и они ни в какой мере не относятся ни к «Рокетс», ни к НБА», — написал генменеджер «Хьюстона». Возможно, после того, как на него повлиял владелец «Хьюстона» Тилман Фертитта. Он тоже сразу подчеркнул, что мнение Мори не обязано совпадать с мнением клуба.
Самое удивительное, что «Рокетс» сейчас тоже в Азии — приехали завоевывать местный плодоносный рынок. Правда, не в Китай, а в Японию, и в этом смысле им повезло. Находись они сейчас в КНР, еще не факт, что им дали бы спокойно покинуть страну.
Какие последствия?
В первые дни после твита многие китайские компании стали сворачивать сотрудничество с «Хьюстоном» и с НБА вообще. Удивительно, ведь именно у «Рокетс» в Поднебесной самая большая фан-база (просто вспомните, где 8 лет играл главный китайский баскетболист Яо Мин). Уже сейчас горят контракты на многие миллионы долларов, а общий рынок НБА в Китае оценивается в несколько миллиардов: здесь и телевизионные права, и стриминговые площадки, и продажи атрибутики. Как мы уже выяснили, в одном Китае могут купить столько же маек Джеймса Хардена, сколько купят во всем остальном мире, не считая штата Техас.
В эти четверг и субботу в Китае должны были пройти два предсезонных матча двух других клубов НБА — «Бруклин Нетс» и «Лос-Анджелес Лейкерс». Кайри Ирвинг против Леброна Джеймса. Толпы кричащих от восторга болельщиков, миллионы зрителей по ТВ и в интернете — все это должно было пройти красиво и еще больше поднять сумасшедший интерес к баскетболу в Поднебесной.
Сотрудничество с «Рокетс» приостановили Китайская баскетбольная ассоциация (та самая, которую теперь возглавляет Яо Мин), производитель экипировки Li-Ning и банк из Шанхая, спонсирующий клуб. Крупнейшая онлайн-платформа Tencent уже отказалась транслировать игры «Хьюстона». И все только начинается.
Национальный спортивный канал CCTV-5 объявил об отказе от трансляций предстоящих игр. И это при давно оплаченных правах.
Власти Китая тем временем отменили запланированные социальные мероприятия программы NBA Cares. Правда, пострадавшими тут оказались, естественно, не звезды «Бруклина» и «Лейкерс», а китайские дети, которые ждали встречи с кумирами несколько месяцев.
Самое жаркое началось в ночь со среды на четверг по московскому времени, когда до первой из двух игр НБА в Китае осталось меньше суток.
До последнего не было ясно, состоятся сами игры или их тоже отменят «по звонку». В итоге хотя бы матчи оставили.
Но во всем Шанхае убрали наружную рекламу и любые упоминания НБА. По сути, это прямое нарушение рекламных контрактов и большие денежные потери для продавцов рекламных площадей. Так что за этим точно стоит кто-то посерьезнее владельцев рекламных агентств. У того же Tencent долгосрочный контракт с НБА, теперь он, возможно, будет разорван. И вряд ли лига получит хоть какую-то неустойку. Если китайцы просто откажутся платить — куда на них жаловаться? В районный суд провинции Гуандун? Так что разорвать — разорвут, но это все равно будут большие финансовые потери. Как у фермера, который решил расшириться, взял кредит на технику и удобрения, как вдруг посмотрел плохие новости про Дональда Трампа и назло ему решил закатать только что вспаханное поле в асфальт. Но как президент США об этом узнает? И что теперь делать с семенами?
Спросите, при чем здесь вообще Трамп? Он тоже высказался на баскетбольную тему. Прошелся по главным тренерам «Голден Стэйт» и «Сан-Антонио» — Стиву Керру и Грегу Поповичу: «Как меня критиковать — это они умеют. А как в Китае подавляют свободу слова — так и они не знают, что сказать».
Неужели китайские компании пойдут на огромные убытки, защищая свои политические идеалы?
А разве у них вообще есть выбор? Тот же CCTV-5 — часть большого государственного холдинга, и тут все понятно: для КНР и ее компартии не существует слишком больших расходов, когда речь заходит об имидже страны. Коммерческие проекты, сотрудничающие с НБА, вынуждены взвешивать риски. Но выбор между «потерять деньги» и «потерять бизнес» тоже очевиден. Для абстрактного китайского бизнесмена лучше расстаться с одним миллионом долларов и продолжать жить за высоким забором на берегу моря, чем переехать за другой высокий забор без возможности покинуть периметр по собственному желанию.
Теперь в свободной стране нельзя говорить то, что думаешь?
Тут мы опять возвращаемся к исторической разнице в культурах и пониманию слова «свобода».
НБА должна была как-то отреагировать на все это. Но когда весь Китай ждал от комиссара лиги Адама Сильвера громкого осуждения, он просто сказал: «Мы не собираемся указывать игрокам, сотрудникам клубов и владельцам, что они должны и не должны говорить».
Правда, в истории все же есть случаи, когда лига решала, что можно говорить, а что нет.
В 2014 году владелец «Лос-Анджелес Клипперс» Дональд Стерлинг был вынужден продать клуб и пожизненно уйти из НБА за расистские комментарии, высказанные даже не публично, а в телефонном разговоре со своей гражданской женой.
Тогда Сильвер только-только сменил Дэвида Стерна, руководившего НБА на протяжении 30 лет. Жесткая позиция по Стерлингу стала его первым большим шагом на посту комиссара.
Теперь никто в США не припоминает этого Сильверу, потому что всем нравится жить в свободной стране и писать что угодно. Впрочем, отмороженных интернет-троллей хватает в любом государстве. Все основные мировые соцсети заблокированы в Китае, но это не значит, что там вообще никто не пользуется интернетом и не читает новости. Например, на страницу НБА в китайской сети «Сина Вэйбо» подписаны почти 42 миллиона человек — в основном жители Китая. Если судить по количеству подписчиков, то фанатов у НБА в одной стране больше, чем во всем остальном мире, где пользуются фейсбуком (38 миллионов подписчиков) и твиттером (28 миллионов).
Так вот, после твита Дарила Мори и ответа Сильвера в этой самой «Сина Вэйбо» появилась куча троллей, высказывающихся в стиле: «Ну, если можно говорить вообще все что угодно, тогда мы поддерживаем теракты 11 сентября. А что? Свобода слова же».
Очень дико видеть сравнение протестующих в Гонконге с теми, кто за один день убил три тысячи человек и разрушил еще бог знает сколько жизней. Но можно тереть глаза сколько хочешь — эти посты не исчезнут.
Посреди всего этого скандала достается даже американским журналистам. Волной хейтерства накрыло одного из главных вещателей НБА — канал ESPN. Якобы медиахолдинг при освещении отношений Китая и НБА умышленно замалчивает протестную тему. В самом ESPN официально это не комментируют, но подтверждают: сверху была установка придерживаться в освещении темы стандартного вектора «мы говорим о спорте, не о политике».
Это правда, что в Китае запрещен Винни-Пух?
Оказывается, да.
Недавно вышла серия легендарного мультсериала «Южный Парк», посвященная как раз Китаю. Главный герой Стэн Марш и его музыкальная группа пытаются выйти на привлекательный китайский рынок, но сталкиваются с кучей ограничений.
Название эпизода — Band in China («Музыкальная группа в Китае») — читается так же, как Banned in China («Запрещено в Китае»). И в этой серии создатели «Южного Парка» переплюнули сами себя. Они заглянули в будущее. В серии были Джеймс Харден и Леброн Джеймс!
По сюжету осваивать китайский рынок отправились и другие знаменитости: настоящие и вымышленные. Звезды НБА и супергерои из «Мстителей». Папа Стэна Рэнди Марш везет в Китай марихуану с собственной фермы и попадается на границе, после чего оказывается в тюрьме вместе с… диснеевским Винни-Пухом. Медведя посадили за то, что он похож на председателя КНР Си Цзиньпина. Что?
Кстати, авторы «Южного Парка» Трей Паркер и Мэтт Стоун также извинились. Конечно, по-своему.
«Как и НБА, мы приветствуем китайских цензоров в наших домах и в наших сердцах. Мы тоже любим деньги больше, чем свободу и демократию. Си совсем не похож на Винни-Пуха. Смотрите 300-ю серию «Южного Парка» в эту среду в 10 часов. Да здравствует великая Коммунистическая партия Китая! Пусть эта осень принесет большой урожай сорго! У нас же теперь все норм, Китай?»
Когда видишь все это, создается полное ощущение, что они окончательно поехали. Но потом заходишь в интернет почитать новости — и выясняется, что да, действительно «Винни-Пух» удален из всех онлайн-кинотеатров, а по телевизору его тем более не показывают. В этот же запрещенный список попала «Свинка Пеппа» (не будем даже гадать, на кого она похожа). И «Южный Парк» — теперь, разумеется, тоже.
А одно из главных кинособытий года — «Богемскую рапсодию» — пропустили, но вырезали все сцены с намеками на гомосексуализм и наркоманию.
Даже в извинениях Мори и Фертитты при переводе на китайский оказалось гораздо больше сожаления и преклонения перед великим народом, чем было в англоязычных оригиналах.
Яо Мин как-то может помочь оживить отношения Китая и НБА?
Дело уже дошло до уровня китайского правительства, которое было на грани отмены двух выставочных матчей «Лейкерс» и «Бруклина». Игры все-таки состоятся, но в информационном вакууме. В Китае о них как будто никто не узнает.
17 лет назад 229-сантиметровый центровой «Хьюстона» Яо Мин стал причиной бешеного роста популярности НБА и вообще баскетбола в КНР. Сейчас он становится одним из тех, кто закручивает вентили на трубопроводах с долларами.
Кажется, что китайские власти решили потушить небольшой костер бензином, и теперь может сгореть весь лес. Но ситуация вышла из-под контроля ожидаемо: происходящее только показывает, как далеко готов пойти Китай в защите национальных интересов.
Что будет дальше?
В интернете есть такое шоу — «Что было дальше». На одной сцене собираются стендап-комики, слушают историю приглашенной звезды, а потом пытаются выдумать смешное продолжение. У отношений НБА с Китаем сейчас все настолько сложно, что оптимистичный выход могут придумать лишь те, у кого на месте чувство юмора.