15 минут славы: что случилось с Ричардом Думасом
Примечание автора: американские комментаторы и Владимир Александрович Гомельский называют героя этой статьи «Думас». В немногочисленных русскоязычных статьях, в которых упоминается этот игрок, его называют «Дюма», да и написание соответствует. Тем не менее, в статье я называю его именно «Ричард Думас».
В фильме «Бронкская история» герой Роберта де Ниро говорит своему сыну: «самая печальная вещь на свете – это впустую растраченный талант». Эту фразу можно применить ко многим – хоть бы и к Лилло Бранкато, игравшему в «Бронкской истории» роль Калоджеро: после съемок в «Клане Сопрано» он сел в тюрьму за вооруженное ограбление и соучастие в убийстве полицейского.
Однако, перейдем от кино к баскетболу и сосредоточимся, допустим, на «Финиксе». Слова о растраченном таланте можно применить прежде всего к форварду Ричарду Думасу. Он вынырнул из ниоткуда, блестяще отыграл в финале НБА, а затем, получив свои пятнадцать минут славы, вернулся в никуда.
Баркли однажды назвал Думаса самым талантливым парнем, с которым он когда-либо играл, посетовав на то, что у него всегда были проблемы с наркотой. Первая часть высказывания сэра Чарльза дорогого стоит. Но и вторая правдива до слез.
Ни для кого не секрет, что в восьмидесятые в НБА многие игроки страдали от наркозависимости. Блог «Фонарь» ссылается на интервью LA Times с тогдашним генеральным менеджером «Атланты» Стэном Кастеном. Тот заявил: «кокаин в той или иной степени употребляют от 40 до 75 процентов игроков лиги». Среди них были такие многообещающие игроки, как Майкл Рэй Ричардсон, Лен Байас, Крис Уошберн и другие. Да и чего уж говорить о прошлом: даже в наши дни многие игроки НБА употребляют дурь. Майкл Бизли, Тайрик Эванс, О Джей Мэйо – и это только самые известные примеры. Особое внимание следует уделить Ричарду Думасу, потому что на короткий момент, он явил признаки гениальности и огромного потенциала.
Думас – уроженец Талсы, штат Оклахома. Еще в школе он прославился своими агрессивными проходами под кольцо и данками, поучаствовав в данк-контесте для лучших игроков из старших школ. В университете, он три сезона отыграл в составе «Оклахома Стэйт Ковбойз», дважды став лучшим бомбардиром команды. Все эти три года, «Ковбои» играли с переменным успехом, они занимали шестое, четвертое и пятое места в своей Big Eight конференции NCAA.
В первом сезоне, с Думасом в команде играл будущий разыгрывающий «Никс» Джон Старкс. В среднем, форвард набирал 15,9 очков + 6,5 подборов + 2,1 передачи за игру. Он попал в третью символическую сборную по версии журнала Parade вместе с бигменом Дьюка Кристианом Леттнером.
Думас был выбран во втором раунде драфта 1991 года под сорок шестым пиком. Первый сезон он провел в лечебнице, провалив тест на наркотики. В следующем сезоне, Коланджело распорядился брать у Ричарда анализы каждый день: главный менеджер боялся рецидива. Как показали дальнейшие события, не зря.
В сезоне 92-93, Думас завоевал место в стартовой пятерке «Санс». Это была команда Баркли, в которую тогда входили Кевин Джонсон, Дэн Марли, Том Чамберс, Дэнни Эйндж, Седрик Себальос, Оливер Миллер и тренер Пол Вестфол – достаточно серьезная банда, чтобы предъявить свои права на титул. В тот год, Баркли завоевал титул MVP и выиграл 62 матча.
Ричард так вспоминает свою первую игру: «Джеймс Уорти попытался блокировать меня как только я получил мяч. Я отдал KJ, а он отпасовал мне обратно и я забил сверху. Это был мой первый данк». В той игре, «Санс» разгромили «Лейкерс» со счетом 116:100. За несколько недель, Думас вытеснил Себальоса из стартового состава и стал основным легким форвардом «Финикса».
За 27 минут в среднем, Думас набирал 15,8 очков + 4,6 подборов + 1,3 передачи + 1,8 перехватов в регулярном сезоне. При этом, показатель true shooting у него был равен 56,4% - невероятные цифры для новичка. Количество трехочковых Думас можно посчитать по пальцам одной руки: большая часть его бросков – это двухочковые, в особенности данки. Ричард был крупным, атлетичным вингом с хорошей антропометрией, истинно баскетбольными инстинктами и талантом к игре на обеих половинах площадки. Впоследствии, его сравнивали с Роном Артестом, Шоном Мэрионом и даже Джимми Батлером образца его ранних сезонов. Нынешние болельщики "Санс" могут сравнить Ричарда с Келли Убре в том, что касается склонности к силовым проходам под кольцу и упрямству в защите.
Тем не менее, отношения с одноклубниками у Думаса не сложились: он скучал по родной Талсе, где у него уже подрастали два ребенка. Его единственным другом стал другой новичок – полноватый центровой Оливер Миллер, который разделял увлечение Ричарда бильярдом. Что касается Баркли, как вспоминал сам Думас: «мы с Чаком говорили по душам только раз. Он был искренним парнем, и мне это в нем нравилось. Я не скажу вам, о чем мы говорили, но он в меня верил <…> С Чаком было комфортно играть, потому что на паркете он по-настоящему вкалывал. Каждый вечер он шел на работу и это здорово. <…>Он любил пошутить, побороться с талисманами и все такое, но это же Чак. Ему нравилось внимание медиа, а мне – нет. Я просто хотел играть в баскетбол с лучшими игроками на земле».
«Финикс» Баркли не без труда добрался до финала по трупам «Лейкерс», «Сперс» и «Суперсоникс». Думасу предстояло столкнуться Пиппеном. Нужно ли говорить, что Скотти умел играть в защите? Форвард «Буллз» толком не знал своего визави, и Думас определенно сумел удивить его. В серии с «Чикаго», молодой форвард набирал 15,8 очков (57% попаданий) и 4,3 подбора за 27 минут. Пиппен же набирал 21,2 очка (44% попаданий) + 9,2 подбора + 7,7 передач – но он и играл по 44 минуты, не говоря уже о том, насколько Скотти превосходил оппонента по части опыта.
После травмы Себальоса, "Финиксу" нужна была вся огневая мощь, что у них была. Ричард неплохо выступил в проигранных первой (20 очков + 12 подборов, 10/20 попаданй) и четвертой (17 очков, 8/11) играх. Думас особенно отличился в пятом матче набрав 25 очков (12/14 попаданий с игры) – в той встрече «Санс» победа нужна была кровь из носу.
Баркли рассчитывал закончить свою ковбойскую дуэль с Джорданом в соответствующих случаю аризонских декорациях. Однако снайперский выстрел Паксона в шестом матче испортил Баркли и его команде праздник, и доминирование Джордана продолжилось.
После окончания сезона, Ричард остался в Аризоне. Общался с ним только Миллер, который вовсе не являлся образцом для подражания: в будущем Оливер прославится ленью, недисциплинированностью и наплевательским отношением к диете (в какой-то момент, его вес достиг 150 килограммов). Думас снова начал употреблять наркотики. Параллельно, Коланджело пытался обменять своего форварда в другой клуб. Самый интересный вариант – попытка «Финикса» заполучить Денниса Родмана из «Детройта». При этом, что самое невероятное, «Пистонс» были согласны на эту сделку.
«Финиксу» не повезло. Думас попался раньше, чем Коланджело смог заключить сделку с "Детройтом". Парня дисквалифицировали на следующий год. Эти двенадцать месяцев Ричард провел в наркологической клинике, а затем готовился возобновить карьеру в НБА. В память о старых временах, в сезоне 94-95, Думас дали вернуться в «Санс». В этот раз, он сыграл в 15 матчах, набирая только 5,5 очков и 1,9 подборов за игру. Только дважды ему покорялся рубеж в 10 очков, но это была лишь тень Думас образца 93-ьего года.
Джон Лукас, тренер «Филадельфии» симпатизировал молодому форварду и дал ему шанс проявить себя. Ричард выдал несколько хороших матчей, однако в общем и целом сезон выдался неудачным: 6,2 очка плюс 2,5 подбора. После этого, он играл во Франции, Пуэрто-Рико, Греции, Боснии, Англии, малых лигах США (IBA и USBL). Он нигде не задерживался дольше, чем на сезон. В 2003 году, Ричард Думас навсегда завершил свою баскетбольную карьеру. Его добила полученная в Боснии травма колена. Итог тринадцати лет: три неполных сезона в НБА, два сезона на лечении и еще восемь в качестве неприкаянного бродяги.
Завязав с баскетболом, Ричард «начал играть в орлянку и покатился»: в 2013 году бывшего форварда «Санс» арестовали маршалы США. Ричард работал в магазине при базе американских ВВС и украл оттуда товаров на 800 долларов: еду, сигареты, обувь и DVD. Думас получили три года условно. Теперь он выступает перед молодежью, читает рэп, играет на банджо и рассказывает об ошибках, которые он сделал в жизни. Вот так бесславно живет сегодня человек, который в свое время заставил попотеть Скотти Пиппена и вместе с Чарльзом Баркли едва ли не сверг с престола династию Майкла Джордана.
- Источник: allbasketball.org
- Автор: Артем Кавалерян
- Опубликовал: Артем Кавалерян