День, когда действующий чемпион установил антирекорд
Недавно «Чикаго Буллс» назначили на должность вице-президента по баскетбольным операциям Артураса Карнишоваса, что мгновенно спровоцировало комментарии о начале новой эры в истории клуба. Оптимизм — это прекрасно, но пока кажется преждевременным соотносить строительство нового этапа в жизни команды с непременным улучшением. И уж кому как не «Буллс» знать об этом, ведь полноценное утверждение Карнишоваса в новой для него роли, которое происходит в эти дни, настороженно резонирует с датой — 10 апреля. Именно в этот день мерное и неумолимое время официально упразднило династию «Чикаго Буллс».
О том, насколько токсичны и разрозненны были «Буллс» времен последнего чемпионства, можно узнать из огромного количества открытых источников. Там подробно описано, как Деннис Родман между играми плей-офф летал гудеть в Вегас, высокомерный Скотти Пиппен смотрел на него как санэпидемстанция на таракана в ресторанной кухне, а Майкл Джордан еще в середине сезона говорил, что не останется в команде. Эти слова были произнесены сразу после того, как главный тренер Фил Джексон объявил о намерении не продлевать соглашение с «Буллс». Главенствует теория, что на такой шаг Дзен-мастера вынудил пойти генменеджер Джерри Краузе, который не хотел переплачивать Джексону и вообще был не в восторге от того, что влияние того на игроков и офис столь велико. Но, как это часто бывает, причин было гораздо больше.
После сезона 1996/1997 Родман, Джордан и Джексон заключили годичные контракты, что в совокупности с четырехлетними обязательствами Пиппена означало одно — летом 1998-го каждый мог отправиться восвояси. Кроме того, у Фила Джексона была собственная теория о том, что тренер не должен работать в одном месте дольше семи лет. На эту мысль его натолкнуло высказывание отца, странствующего священника, который верил в то, что нужно обновлять собственную паству раз в пять лет. Фил решил, что работа тренера более нервная и энергозатратная, поэтому вывел свою «теорию семи лет».
В 95-м (его шестой сезон с «быками») Джексон сказал Краузе и владельцу клуба Джерри Рейнсдорфу, что обновит контракт в 96-м, только если команда избавится ото всех игроков времен первого три-пита (тройного чемпионства подряд), включая Скотти Пиппена. Таким образом, он бы перезапустил свой семилетний цикл, а заодно получил дополнительный вызов — взять чемпионство без Майкла Джордана в составе. Так бы тому и быть, если бы возвращение Майкла из бейсбола не попутало все планы.
У Джордана, помимо ухода Джексона и окончания контракта, тоже были свои резоны оставить команду. По ходу сезона 1997/1998 он вновь начал чувствовать то ощущение, которое скрежетало внутри него пять лет назад: последним серьезным противником был «Сиэтл» из 96-го, доминирование начинало наскучивать, доказывать что-либо было некому и незачем. Майкл попросту перегорел.
С Пиппеном все было еще проще — человек еще в 1995-м в эфире национального телевидения говорил о желании быть обменянным в «Финикс Санс». Он не смог вытянуть «Буллс» без Джордана, а после оказался унижен вдвойне, когда Майкл вернулся, и последовавшие вслед за ним чемпионства показали, что Пиппену не было суждено стать единоличным лидером команды. После такого он был готов спрятаться где угодно, даже в «Хьюстоне» с растолстевшим Чарльзом Баркли и дряхлеющим Хакимом Оладжувоном.
Так и вышло, что перед началом сезона 1998/1999 главными звездами «Чикаго» оказались Тони Кукоч, который до этого был третьей атакующей опцией команды и разыгрывающий Брент Берри, которого подписали из «Майами», где он провел всего 17 матчей, в среднем набирая по 4,1 очка. Видимо, выписать Берри 6-летний контракт на 27 миллионов Краузе вдохновило выступление белого летуна на слэмданк-контексте. Судьи оценили имитацию полета Джордана победой в конкурсе, но Краузе, на свою беду, оказался более впечатлительным.
В своем первом и единственном сезоне за «Чикаго» Берри то и дело травмировался, с горем пополам отыграл 37 матчей, после чего летом был обменян в «Сиэтл». «Чикаго», рулить которым приговорили Тима Флойда, с горем пополам наскреб 13 побед в чемпионате, но главным был даже не ожидаемый спад, а степень беспомощности и безнадеги, которая витала над командой еще до выхода на паркет.
В той регулярке действующие чемпионы задолго до сдачи короны оставляли гнетущее впечатление. Робость, безнадега, скованность сопровождали «Чикаго» в самолетах, автобусах, раздевалках, но полноправными участниками событий стали именно 10 апреля 1999-го.
«Буллс» принимали на домашней арене «Майами Хит», которых два года назад чихвостили в финале Восточной конференции. Тогда усилий Алонзо Моурнинга, Тима Хардуэя и компании хватило на одну победу, теперь же настал их черед потрепать бычков. Хардуэй наплевал на свои созидательные обязанности и набрал 22 очка — лучший результат в составах обеих команд. Штатный дальнобойщик гостей Дэн Марли вообще обошелся без набранных очков, зато заграбастал 10 подборов и фактически отобрал у Алонзо Моурнинга шанс сделать нетипичный трипл-дабл. Зо отметился 19 очками, 6 подборами и 7 блок-шотами.
У «Чикаго» самым результативным стал резервист Корнел Дэвис, который наскреб по сусекам 13 очков и 10 подборов. Вышедший в старте Тони Кукоч отметился 10 очками (4 попадания из 16 с игры). Всего суммарно «быки» смогли набрать 49 очков. Это самый низкий показатель результативности отдельно взятой команды НБА с момента введения счетчика 24 секунд. Если что, это 1954-й год.
«Буллс» не попали буквально ничего: реализация бросков составила исторически ужасные 23,4% точности (18 попаданий из 77 бросков), 13 штрафных из 24. Такая демонстрация своего бессилия перед домашними трибунами была просто шоком. Победа «Хит» 82:49 поставила штемпель «ОТКАЗАТЬ» на немногочисленных надеждах тех, кто еще надеялся скоротать постджордановскую эпоху в статусе середняка.
Позже у Джерри Краузе были возможности поправить картину, но сначала в «Буллс» не разглядели таланты выбранных на драфте-1999 Элтона Брэнда и Рона Артеста, затем травма подкосила Джея Уильямса, на которого клуб возлагал огромные надежды, после был непутевый обмен Ламаркуса Олдриджа прямо по ходу церемонии драфта-2006.
В общей сложности «Чикаго» пришлось ждать почти 10 лет, пока в 2008-м клуб не сделал самый очевидный выбор, взяв под 1-м номером местного мальчишку, тихоню с взрывным прыжком и хрупкими коленями по имени Деррик Роуз. Но даже после этого мы знаем, как все сложилось.
Так что злободневные перемены в руководстве «Буллс» не стоит воспринимать как нечто совершенно новое, не зависящее от сторонних факторов и наследия предыдущих горе-управленцев. Ведь как бы мы ни старались не замечать, прошлое всегда рядом, оно всегда за углом.
- Источник: news.sportbox.ru
- Автор: Антон Шатров
- Опубликовал: J23