Фигура в тени
Первая игра финала - уже история. Звезды и травмы внесли свои правки в неё, «Лейкерс» стали на шаг ближе к 17 чемпионству, а «Хит» воочию увидели с чем придётся бороться. Погоня ЛеБрона за четвёртым перстнем для себя, а заодно и за первым для Дэвиса, приобрела новые сюжетные повороты, благодаря сопернику по финалу. Джеймс стал мужчиной в «Майами», он завоевал там свои первые чемпионства, он уезжал оттуда под осуждающим взглядом Пэта Райли. Это и есть лейтмотив битвы за Кубок Ларри О’Брайена 2020. Пресса и пиар-машина НБА не стала нагружать себя лишней работой и свела всё к Королю и его персональным противостояниям. Отчасти оно так и есть.
Каждая финальная серия - сказание о звездах и династиях. О людях и силах, стоящих за всем этим: поддержка родителей, скорость и атлетизм на генном уровне, мудрые друзья и безошибочный выбор будущего, школьные тренеры и партнеры по колледжу, правильные люди в правильное время и удачное стечение обстоятельств, взлеты и падения, имена тех, кто был выбран выше тебя, переломный момент - «И тогда это стало личным для меня»; и огранка всего этого: тяжёлая и кропотливая работа день за днем, плюс вера в Бога и пророка Его - BlackLivesMatter. Каждый год мы слышим и читаем тонны материалов о том, как самый обыкновенный мальчик, с необыкновенным атлетизмом, из бедного квартала всего-то и хотел, что однажды оказаться на вершине баскетбольного мира с золотым трофеем в руках и максимальным контрактом в банковской ячейке. Легенды о миллионерах из трущоб также популярны, как и в 2008, а значит незачем расширять фокус. А ведь иногда, истории, которые мы не замечаем, имеют большее значение.
Джимми Батлер - альфа и главная звезда команды, Бэм Адебайо - эталон центрового современности и мост между настоящими и будущими успехами «Хит». Хирро и Робинсон - Splash Brothers Восточного побережья, способные поднять на ноги толпы фанов. Все они необычайно важны для «Майами», но главное оружие и ключ к успеху в серии с «Лос-Анджелесом» не в них. На эту роль лучше подойдет человек у бровки, вечно одетый в тёмное и находящийся вдали от общего внимания.
Всё, чего Эрик Спольэстра когда-то хотел - жить баскетболом. Его отец, Джон, руководил отделом маркетинга НБА и говорил сыну, что у каждого есть шанс попасть в Лигу. Прекрасное вранье. На деле, юный Эрик, никогда не был достаточно хорош, чтобы пробиться в Ассоциацию элитных атлетов. После солидного, но недостаточно атлетичного, периода обучения в старшей школе, Эрик Спольэстра провел ровно такие же солидные, но недостаточно атлетичные, годы в Университете Портленда. Из ВУЗа Эрик вышел с дипломом, степенью в области коммуникаций, и без какой-либо вероятности на карьеру профессионального баскетболиста в США. Никто не выбрал Спольэстру на драфте 1992. Отдадим парню должное, он отказался идти работать по специальности и погнался за мечтой. Она завела его далеко от дома, в Германию. Вся игровая карьера Эрика свелась к двум годам в TuS Herten, клубе из городка на 62 тысячи жителей. Спольэстра был в нём игроком и одновременно помощником тренера с 1993 по 1995. После чего, вернулся в Америку с решением стать баскетбольным тренером где угодно в Штатах и таким образом связать свою жизнь с баскетболом, раз ему нет места на паркете с мячом в руках.
Но и тут Эрика ждали трудности. Каждый колледж, в который он хотел трудоустроиться, отверг его. Ему пришлось обратиться к отцу, чтобы тот оказал ему протекцию и помог связями. Джон пообщался со знакомыми - не нужен ли кому 25-летний баскетболист-неудачник, закончивший выступления после двух лет на задворках мира, чья страсть к игре так велика, что он готов взяться за любое поручение, главное, чтобы оно было хоть как-то связано с оранжевой сферой? И такой бриллиант без огранки понадобился «Майами». В 1997 «Хит» наняли Эрика как интерна на должность видео-координатора. Они создали для этого целый отдел, точнее выделили Эрику Спольэстре маленькое помещение в подсобке, где он сутками просматривал и нарезал моменты игр. Так, в комнате два на два метра, он получил маленький шанс приобщиться к жизни в НБА.
Тонны пленки и тысячи рабочих часов стали буднями Спольэстры. Порой он делал работу, которая никому не нужна, иногда о нём просто забывали. Когда его наняли на постоянной основе, ему сразу сообщили, что это предел - видео-ассистенты не поднимаются слишком высоко и уж тем более не достигают тренерских высот.
11 лет спустя Пэт Райли жмет руку растерянному Эрику, повсюду вспышки фотокамер, и сообщает, что Эрик Спольэстра - новый главный тренер «Майами Хит». На дворе 2008 год, флоридцы только что провели худший сезон в своей истории, 15 побед при 67 поражениях, а Пэт рассказывает, что Эрик получил должность благодаря титанической работе, выдающемуся уму и тому, что он всецело пропитался организацией «Хит». Еще бы, за одиннадцать лет безустанного просмотра игр «Майами». Внимание медиа и аналитиков обходит Спольэстру стороной, он был для всех говорящей головой, служащей лишь прикрытием для мастера Райли, который на самом деле и руководит командой. Все успехи приписывались Пэту Райли и Дуэйну Уэйду, во всех поражения видели вину исключительно Эрика. Его мечта исполнилась, но была эфемерной. Главной задачей Спольэстры было дотянуть до открытия рынка свободных агентов 2010, когда Пэт собирался показать всем немного магии. Состав флоридцев, в период с 2008 по 2010, можно смело озаглавить - Уэйд и ребята. Дуэйн выдавал сумасшедшую статистику, а его лучшими партнерами выступали: новичок Майкл Бизли, стареющие Шон Мэрион и Джермейн О’Нил, вечный Юдонис Хаслем.
Все любовались Уэйдом и никто не хотел замечать то, что делал Эрик. За сезон 2008-2009 «Хит» выиграли 43 игры, с 9 защитным рейтингом, и вышли в плей-офф. В следующем розыгрыше они одержали 47 побед, с 6 защитным рейтингом, и снова оказались в постсезоне. При том, что их ростер был крайне ограничен. Спольэстра руководил такими монстрами, как Марк Блаунт, Маркус Бэнкс и Якуба Диавара, и добивался с ними результата.
На тот момент ему было 39, он был самым молодым главным тренером Лиги и при этом никому не было до него дела. Человек, который должен был возглавлять «Майами» только на переходный период, и считался не более чем огородным пугалом, уцепился за предоставленную возможность хваткой питбуля и отказался быть статистом. Он выжимал из себя и своих подопечных максимум и был вознагражден за это. В 2010 всё изменилось. Эрик получил от Пэта дар и проклятье в одной коробке. К нему приехали ЛеБрон Джеймс и Крис Бош. Вместе с Дуэйном Уэйдом они образовали супер-трио и Король поспешил наобещать публике во Флориде: «Не одно, не два, не три, не четыре…», а целое неведомое, мать его рыба-кит, число чемпионств.
Неожиданно «Хит» стали самой мощной и ненавидимой командой НБА. Их обвиняли в читерстве и обесценивании колец. Спольэстру называли муляжом, а не тренером, ЛеБрон пытался провести дворцовые перевороты и сместить его, сверху над этим нависала фигура Райли, которая стучала перстнями и призывала к порядку. Поражения стали еще болезненней бить по Эрику, теперь после каждого проигрыша звучали призывы уволить его. Многие считали, что если ты уступаешь, когда у тебя на паркете ЛеБрон-Уэйд-Бош, то тебе нечего делать во главе тренерского штаба. Никто не брал в расчет, что и звездам нужно время, чтобы встроить их в систему и разделить сферы влияния. Апогеем всего стал финал 2011. Никто не ждал от «Майами» меньшего, чем трофея, но они спасовали перед «Далласом» Дирка Новицки. Подлил масла в огонь Марк Кьюбан, который заявил, что отсутсвие корректировок от Спольэстры, по ходу серии, стоили флоридцам чемпионства, и Рик Карлайл полностью переиграл коллегу по цеху. Казалось, что это конец отношений Эрика и «Хит». Общественность давила и ждала от Райли следующих шагов. И он их сделал, правда не в ту сторону, куда все рассчитывали, Пэт доверился Спольэстре, усмирил бунты и сообщил, что верит в тренера Спо.
Два следующих финала остались за «Майами». ЛеБрон получил свой дебютный перстень, и еще один следом, это и стало изюминкой финалов 2012 и 2013. Никакой заслуги Эрика. Следующий финал он проиграл, волшебник из страны «Шпор» взял реванш, и убил очередную династию. Джеймса потянуло домой, Уэйд и Бош встретились с проблемами со здоровьем, флоридцев ждала новая перестройка.
Её прорабом вновь стал Спольэстра. Он не давал «Хит» раскиснуть и поддерживал огонь культуры. С 2014 по 2020 он трижды пропустил плей-офф, но каждый раз боролся за него до последнего и ни разу не позволил славному «Майами» превратиться в помойку имени Долана. И вот мы здесь, в финалах 2020. Эрик вернулся в него вместе с флоридцами. Теперь он заметный человек в Ассоциации, но его всё также не считают большим фактором в организации. Режиссеры показывают Батлера на скамейке и специалисты пытаются прочесть по его губам. После побед камеры выхватывают на трибунах гордого Райли. Тренер Спо в это время сливается с боковой линией. Это при том, что за последние 10 лет, только два тренера выиграли Кубок Ларри О’Брайена больше одного раза - Стив Керр и Эрик Спольэстра, а за 74 года существования НБА, таких людей было всего 14 и Эрик один из них.
Сейчас ему 49 и он так же недооценен, как и 10 лет назад. Эрик всегда находил выход там, где другие пасовали и финальная серия против Короля Джеймса - еще одно испытание на стойкость и смекалку, оба качества с проявлением которых у тренера «Хит» никогда не возникало проблем. И как бы я не восхищался Джимми Батлером, вкупе с его рабочей этикой и пройденным путем, не радовался прогрессу Адебайо, Хирро и Робинсона, ренессансу Драгича - все их последние успехи связаны с системой Эрика Спольэстры, его умением бороться до последнего и выдающимся баскетбольным умом.
ЛеБрон борется за наследие, Джимми - за признание элиты в пролетариате, Райли - за принципы чести из «Крестного отца», а Эрик просто делает свою работу. При любом исходе, большая часть славы обойдет его стороной. И именно поэтому с ним стоит по-особенному считаться. Не надо бояться темноты. Стоит бояться людей из темноты.
- Источник: allbasketball.org
- Автор: ProFan Voice
- Опубликовал: ProFan Voice