Тупик Блэйка
Кажется невероятным, но полёт Блэйка Гриффина над капотом KIA случился почти 10 лет назад. Есть ощущение, что это было совсем недавно, и Блэйк все ещё должен находится в расцвете сил, когда на самом деле с его победоносного конкурса данков прошло десятилетие, а сам он начал свой 11 сезон в Лиге.
В нынешнем составе «Детройта» 31-летний Гриффин третий старейший баскетболист команды, после Уэйна Эллингтона (33) и Деррика Роуза (32). Блэйк начал свой четвертый сезон в статусе игрока «Пистонс», вернувшись в строй после очередной травмы и операции на колене. Шестикратный участник «Матча всех Звезд», ставший частью «Поршней» в январе 2018, одна из наиболее узнаваемых фигур в НБА и обладатель 8 самой большой зарплаты в розыгрыше 20-21. Годовой оклад Гриффина составляет 36 810 996 долларов, больше чем у Томпсона, Батлера, Леонарда, Ирвинга, Дэвиса, Лилларда, Эмбиида, Йокича и многих других. Откуда такое богатство? Летом 2017 Блэйк подписал новый контракт с «Клипперс», на 5 лет и 175 миллионов, и с тех пор имя Гриффина неразрывно связано не только с его игрой, а еще и с астрономической суммой ежегодной зарплаты.
Так было не всегда. Двенадцать лет назад всё, с чем ассоциировался Блэйк, был баскетбол. Уроженец Оклахомы, сын Томми Гриффина, тренера в старшей школе, и младший брат Тэйлора, еще одного баскетболиста в семье Гриффинов. В 2005 Тэйлор присоединился к Университету Оклахомы, а в 2007 его партнёром по студенческой команде стал Блэйк. Братья Гриффины вместе заявились на драфт в 2009 и оба были выбраны, Блэйк стал первым номером и отправился в «Лос-Анджелес», а Тэйлор был назван 48 и присоединился к «Финиксу». Красивая история, о братьях Гриффинах, прибывших покорять Ассоциацию, закончилась практически молниеносно. Тэйлор провёл всего 8 поединков за «Санз» и был отчислен в июле 2010. Карьера старшего брата в НБА закончилась, в дальнейшем он выступал только во Франции, Италии и коллективах Джи-Лиги. Что до младшего, Блэйк повредил колено в предсезонном матче и был вынужден пропустить весь сезон 2009-2010.
Далеко не сказочное начало, но Блэйку удалось выровнять курс. Его дебют в НБА состоялся 27 октября 2010, в игре против «Портленда». Гриффин набрал 20 очков (8 из 14 с игры, 4 из 6 с линии штрафных), 14 подборов, 4 ассиста и сделал несколько ошеломительных данков, каждый из которых вошёл в нарезку лучших моментов дня. В свой первый сезон в Лиге Блэйк принял участие во всех 82 поединках и закончил его с наградами «Новичок года», чемпион «Данк-контеста», а также вызовом на «Матч всех Звезд». Манера игры Гриффина вызывала прилив адреналина и не оставляла сомнений, что он заслуженно был выбран под первым номером драфта, где помимо него были доступны Харден, Карри, ДеРозан и Холидэй. «Клипперс» верили, что нашли свой краеугольный камень и начали лепить из себя претендента на чемпионство. В 2011 одноклубником Блэйка стал Крис Пол. На протяжении следующих нескольких лет, троица Пол-Гриффин-Джордан, при поддержке Кроуфорда, превратила «Парусников» в одну из самых зрелищных команд Ассоциации. У «Клипперс» было всё, чтобы добриться успеха, кроме здоровья и стабильности. Шоу данков продолжалось, Блэйк утверждался в роли суперзвезды, состав его клуба был наполнен громкими именами и проверенными ролевиками, но «Лос-Анджелесу» постоянно не хватало крупицы удачи, чтобы выйти хотя бы в финал Конференции. Новое руководство «Парусников» устало ждать успеха и пошло на кардинальные изменения. Первым ушёл Крис Пол, отбывший в «Хьюстон», а спустя полгода настал момент прощаться с Гриффином.
Переезд на Восток дался Гриффину без акклиматизации. В первые полтора года он был безоговорочно лучшим баскетболистом «Поршней» и одним из самых заметных персонажей Конференции. В сезоне 18-19, первом полноценном за «Пистонс», Блэйк показывал одни из лучших цифр в карьере (24.5 очка, 7.5 подбора, 5.4 ассиста) и воплощал в себе идеал растягивающей четвёрки. Он попадал из-за дуги с процентом 36.2, руководил действиями партнёров и был для «Детройта» собственным ЛеБроном, поинт-форвардом во плоти. Смущало только то, что Гриффин жаловался на проблемы с коленом и не всегда выглядел здоровым. Усилиями Блэйка и Ко, «Поршни» вышли в плей-офф, где были сметены «Бакс», а сам Гриффин усугубил свою травму, проведя две игры в постсезоне, и, по всей видимости, переоценив возможности своего организма.
Следующие полтора года - череда попыток Блэйка оклематься. Ему все-таки пришлось лечь на операционный стол и пропустить большую часть сезона 19-20, но страшно не это. Перед началом текущего розыгрыша, Гриффин излучал оптимизм и рассказывал, что наконец-то чувствует себя здоровым. Его настрой приятно радовал и вызывал желание поскорее увидеть Блэйка в деле. Стартовал новый сезон и что мы увидели? Старика. Медленного, лишённого всякой скорости и резкости, тяжёлого и неповоротливого.
Сложилось впечатление, что после операции и реабилитации Гриффину стало хуже, чем было до. Он показывает худшую результативность в карьере (13.3 очка, 6 подборов, 4.3 ассиста), попадает с игры 39.2% бросков и делает упор на дальний бросок, с которым у него не всё гладко (32%). Баскетболист, создавший себе репутацию данк-машины, больше не способен оторваться от паркета достаточно высоко, чтобы забить сверху. Смотреть за угасанием той или иной звезды НБА - одно из самых печальных занятий. Поневоле задумываешься о скоротечности и эфемерности происходящего вокруг, глядя как быстро и резко самые совершенные атлеты мира, и их тела, могут растерять все сверхчеловеческие качества.
В случае Блэйка, ситуация горчит вдвойне. Он честно перестраивал свою игру и развивал другие навыки, помимо атлетизма. Прибавлял в розыгрыше и броске, но всё это не спасло его от последствий множества травм. С другой стороны экрана всё выглядит так, словно Гриффин мучает сам себя и наносит вред своей команде. Он старается быть полезным, но с учётом его нынешних возможностей, получается только тянуть «Пистонс» вниз и отбирать время у тех, у кого ещё есть здоровье и шанс проявить себя. 31-летний Блэйк, ровесник Хардена и Батлера, он на год младше чем Дюрант и Карри, на 5 лет моложе Джеймса, но глядя на него сегодняшнего трудно в это поверить. К этому моменту Гриффин должен был выйти на праймовый уровень и радовать болельщиков своими разнообразим талантами. Вместо этого мы наблюдаем за тем, как Тейтум обыгрывает Блэйка на первом шаге и забивает победный бросок, а сам Гриффин падает на паркет не от неожиданного кроссовера, а только от того, что ему попросту не поспеть за молодым Джейсоном. Что дальше? Неожиданный ренессанс или дальнейшая стагнация? Хочется верить в первое. Слишком часто каждый из нас видел второе.
- Источник: allbasketball.org
- Автор: ProFan Voice
- Опубликовал: ProFan Voice