«Претендент» не значит «победитель». Спрашивай с Ховарда, как с легенды
«Претендент» не значит «победитель». Спрашивай с Ховарда, как с легенды
Дуайт Ховард был лучшим оборонительным игроком своего времени. Времени, которое Кевин Гарнетт проводил на пляже, восстанавливая колено, времени, которое Тим Данкан тратил на изучение того, как его разобрали на пик-н-ролле с «Финиксом», времени, которое заставляло Яо Мина лечить свои ноги чаще, чем выходить на паркет, времени, которое у остальных баскетболистов уходило на прыжки за мячиком. Он принес за собой невероятное сочетание аномальной физики и отдачи: в период, когда кто-то мог либо страховать, либо подбирать — он был одновременно лучшим и там, и здесь.
Ибака феноменально контролирует прорывы в «краску», но он один из худших по игре на щитах на своей позиции. Лав акцентируется на отскоке, но он пропускает под кольцо все, что тараканом пробегает мимо него. Он был Сержем и Кевином в одном теле, и только Кей-Джи на легких ногах в нашу эру мог защититься против двойки на сопоставимом с ним уровне, но парень, которого сейчас называют «клоуном» – делал это каждый вечер на протяжении нескольких сезонов, пропуская матчи не чаще, чем игроков в легкий проход. Он взял команду из абсолютно убогих оборонительных баскетболистов и держал ее в тройке-пятерке лучших защитных обойм во всей НБА под крики Стэна Ван Ганди. Вспомните, что он делал, когда у «Орландо» не шли трехочковые и им приходилось выживать за счет игры на своей половине площадки. Не нужно смотреть весь матч, взгляните только на него, на передвижение, объем работы, эффективность. Такой игрок гарантировал вам несколько чемпионских перстней.
Дуайт Ховард был единственным центровым в сильнейшей лиге мира. Его угловатость, полное отсутствие «тача» не играло ни малейшей роли тогда, когда у него не было конкурентов: он начинал играть в трехсекундной зоне не тогда, когда принимал мяч, а за несколько секунд до этого, когда заталкивал своего опекуна на метр от дырки. Лишь единицы могли просто не проиграть ему борьбу за позицию, никто не сделал такой рекламы Кендрику Перкинсу до травмы, как рубка за какую-то точку в глубоком посте со звездным баскетболистом «Мэджик». То, что делало его едва ли не лучшим защитником против пик-н-ролла в истории баскетбола, превращало его едва ли не в лучшего центрового по умению его завершить: волшебные ноги Ховарда, скорость, координация в движении, физическая сила... Если перед ним открывалась «driving lane» – идите к лицевой, вам мяч вводить. Такой игрок гарантировал вам несколько чемпионских перстней.
Все говорили, что он не без минусов, но все это было завуалировано.. Можно побеждать, не попадая штрафные. Шак, Уилт, Данкан... Даже Билл Уолтон, Карим Абдул-Джаббар и Хаким Оладжувон выигрывали чемпионат в ранге главных атакующих элементов, не доползая до 70% попаданий с линии в плей-офф. Расселл – это вообще удар ниже пояса. Глупые фолы, моменты, когда он откровенно срывался? Повзрослеет. Технари, как бычки, собирает? Все мы не без греха. Отсутствие умения отдать передачу дальше, чем на метр из поста? Это не тот компонент, где нереально прибавить, тем более, когда его первой комбинацией, кормилицей, был пик-н-ролл. Движение в сторону улучшения собственной игры, продемонстрированные после курса процедур от Хакима Оладжувона, вывели его на запредельный уровень, который при защитном доминировании и отсутствии конкурентов заставлял забыть обо всех минусах.
Дуайт был самым многообещающим игроком НБА наравне с Джеймсом, единственным, кто мог бросить ему настоящий вызов, ведь, даже будучи семидесятью процентами себя тогдашнего, он обыграл лучшего ЛеБрона, которого тогда видел мир в финале конференции-2009. 38 – 8 – 8, мамочки мои! Но «Супермен» исчез, когда Отис Смит взялся за дело: Ховард сделал 27+15, попал 63% с игры и почти 70% штрафных в серии, с треском проигранной команде, о которую раньше «Орландо» ноги вытирало. Он сделал все, что от него зависело для того, чтобы если не выиграть чемпионат, то уж точно заехать в финал НБА. «Бостон», как и Яо — всегда был для него мерилом эффективности атакующей игры. Он набрал 12,8 очка в среднем в 2009-м против них и на десять больше через год. Он заткнул всех и каждого и именно тогда и лопнул: ожидая самого высокого достижения в своей жизни, он был повержен теми, кого еще вчера людьми не воспринимал. В это же время ЛеБрон устроил свое кошмарное шоу в клетчатой рубашке, и пошло-поехало. Травма и ее эффекты были уже после.
В первые недели следующего сезона ему стукнет 28, возраст, в котором лучший центровой мира на максимальном контракте обязан быть символом структурной целостности, тем, на кого можно всецело полагаться в борьбе за чемпионский перстень. Он обязан обладать характером, внутренним стержнем, он уже достаточно много отыграл, чтобы научиться читать защиту, набил достаточно шишек, чтобы не повторять свои игровые ошибки, и закалился настолько, чтобы ломать позвоночник любому, кто усомнится в его исключительности. Так сложилось исторически. Что из этого вы можете применить по отношению к Ховарду?
«Хьюстон» так или иначе — претендент на чемпионские перстни, станет им сейчас или через год — не суть важно, костяк слепят на ваших глазах. Дальше будет лишь процесс шлифовки. Каждый, кто собирается бороться за Титул, должен понимать, что легко не будет, невозможно добиться результата в соревновании с лучшими противниками в мире, отборными суперзвездами, не сталкиваясь с проблемами и неурядицами. Центровой такого калибра должен уметь превозмогать эти моменты как лидер в раздевалке, как лидер на площадке, как лидер за пределами тренировочного центра. Как бы ни видоизменялся баскетбол, но доминирующий игрок в трехсекундной зоне, собирающий при этом щит и контролирующий свою краску все равно будет важнейшим игроком на площадке. Он должен уметь тащить. Какому из этих требований отвечает Ховард?
Лучший центровой мира в этом возрасте обязан быть умнейшим игроком на паркете, читать происходящее вокруг как учебник. Его решения – Конституция, его подсказки — статьи, законы в ней, потому что он несет ответственность за итоговый результат, что бы вам ни говорили о окружающих его баскетболистах и тренерах. Он должен уметь проиграть и увидеть то, за счет чего его сделали, переосмыслить эти моменты, выйти и отправить в нокаут. Робинсон и Родман били Хакима в четвертой игре, грязно с ним работали, постоянно оказывали на него физическое воздействие. Он пересмотрел видео, понял, где нужно бросать, а где нужно отдавать мяч, как нужно против них двигаться и в каких позициях предлагать себя. Следующим вечером он сделал 42+9+8+5, вынес их с разницей в 20+ очков и затем окончательно разделал дома. «Адмирал» и «Червяк» – одни из лучших оборонительных игроков своего времени — разводили руки от безысходности. Характер — это не только стойкость, но и умение идеально распорядиться той частью своих талантов, которая необходима в ближайшие два часа, две четверти или две минуты. Когда вы видели это у Ховарда в последний раз?
Лидер команды-чемпиона должен понимать, что интересы коллектива выше, чем его личные обиды и желания: пускай ты поднимаешь статуэтку MVP финала в одиночку, но ты до нее никогда не доберешься, если при падении тебе никто не подаст руку. Это НБА, вы смотрите матчи НБА? — здесь тебя обязательно уронят. Кевин МакХэйл может быть уволен со своего поста следующим летом, ведь он не тянет, ты иногда просто недостаточно хорош. Джеймс Харден не будет плакать, он поймет, что тренер не справился со своими обязанностями, был слабее конкурентов. Дуайт Ховард начнет ныть, потому что менеджер, обещавший ему золотые горы, избавится от наставника, к которому он шел. Поднимите руки те, кто убежден в том, что он настолько сильно повзрослеет за семь-девять месяцев, что примет это решение руководителей с честью.
Меня не беспокоит Джереми Лин, который все равно проиграет конкуренцию Патрику Беверли. Я совершенно не переживаю из-за контракта Джоша Смита, ведь его защитный фундамент, разносторонний баскетбол и тот фактор, что они с Ховардом близки еще с детей — будет гораздо полезнее, чем кажется на первый взгляд, и теперь уже Харден, а не он, будет вынужден подстраиваться под требования нового времени. Я убежден в том, что Дэрилу Моури удастся за ближайшие год-полтора создать великолепную вторую пятерку, потому что он, как никто другой, умеет находить приятных игроков там, куда другие выбрасывают мусор. Мне совершенно не страшно смотреть на то, как сдал Дуайт, ведь он в любом случае прибавит в следующем чемпионате, поскольку он к нему элементарно подготовится, в отличие от прошлогоднего межсезонья, когда он лечился и бузил. Он смирился со своим новым телом, а Хаким Оладжувон постарается сделать то же, что и летом 2010-го и адаптирует свои наброски под его новые возможности. Но все это не стоит и выеденного яйца.
Дуайт Ховард — абсолютно безответственный баскетболист. Мне не нужны сравнения с Хакимом или «тумблером» Шакила. Это люди иного порядка, представители других миров и цивилизаций, их уровня он никогда не достигнет. У меня перед глазами Яо, человек со схожей с ним планетарной системы, с его отношением к игре, к своей роли в ней, к своей миссии. Я помню, как он проигрывал и винил в этом только себя, открыто говорил, что он не справился, и вместо веселья и праздника пропадал с радаров. Это потом мы уже узнавали, что он первым инициировал прилет жившего на Ближнем Востоке Оладжувона в Америку, чтобы он улучшил его игру, дабы китаец больше не подводил партнеров, тренеров, руководителей, болельщиков и свою страну. Я помню, как он убивал себя и свое совершенно небаскетбольное тело только для того, чтобы выполнить свой долг: вынести флаг на родной Олимпиаде, вернуть «Рокетс» в ранг сильных команд, стать достойным партнером для Трэйси МакГрэйди и в конце заявить, что он начинает страшный процесс реабилитации не для себя, а для тех, кому он всем обязан, лишь бы они хоть раз могли увидеть его на площадке. Это и совесть, и гордость тоже. Ее у Дуайта днем с огнем не сыщешь. Яо никогда не сказал ничего порочащего организацию и тех, кто в ней работал, никогда не ставил под сомнение решения других людей, не позволял себе рассматривать свои интересы выше коллективных тогда, когда был лицом четверти мирового населения и человеком, который сделал для продвижения баскетбола и его финансовой подпитки больше, чем кто-либо, кроме Майкла Джордана... и он не выиграл. Яо превосходил Ховарда с его уникальным телом, он был его Немезидой, и он безоговорочно сильнее сегодняшнего Дуайта, потерявшего свой экзоскелет, но даже этого ему не хватило для триумфа
Со времен «точки невозврата», момента, когда Ховард по делу опередил Джеймса в голосовании за MVP, ЛеБрон потихоньку полз вверх, в то время как Дуайт стабильно катился вниз. Один из них сегодня лучший баскетболист современности и десятник в мировой истории, второй — проблемный актив, при упоминании которого в заднице болит у каждого, кто нутром ощущает чемпионские ценности. D12 вернет часть утраченных способностей, но от его игры никогда не будет такой отдачи, которая была еще три года назад. Он набирает два очка на три владения в посте. Он – «андерачивер» по своей природе и, самое страшное — тот, кто не понимает, что с этим делать. Он и защита против него усложнят жизнь Джеймсу Хардену и Джошу Смиту, игрокам, которые эффективнее всего как раз при проникающей атаке в трехсекундную зону, его со «Смувом» штрафные набьют оскомину, а минимальные проблемы опять взорвут медийное пространство. Я хочу проткнуть себе глаза отверткой, когда вижу его игру в атаке после операции. Он — как старенький «Айфон»: все еще статусно, но уже вряд ли уместно и продуктивно. Он — тот, с кем «Хьюстону» предстоит невероятным образом намучиться в ближайшие годы, но это не значит, что за него не стоило бороться и цепляться.
Сегодняшний Дуайт Ховард не гарантирует вам ничего, кроме головной боли. У него нет «психологии победителя» и «сердца чемпиона», но это не значит, что ему нужно делать поблажки, послабления. Treat him like a Legend, требуйте от него отдачи, воспитывайте его. Он пришел в организацию, которая проглотила его отношение к себе в прошлом и создала для него все условия. Если он не способен вырасти над собой, не способен делать то, что полагается по статусу — это его проблемы, а не ваши, это его вина и его ответственность и именно ответственности нужно его учить в первую очередь. Больше никаких «он же болел», никаких «тренер — идиот», никаких «тот чувак задавил его собственным авторитетом». Победитель должен подниматься под прессингом и становиться в полный рост, когда на его плечи вогрузили полмира.
С ним в команде теперь лучший атакующий защитник своего времени, молодой, прогрессирующий, альтруистичный, полезный и подходящий ему игрок. У него есть наставник, слабый, но все-таки тот, кого он так сильно хотел видеть рядом с собой, один из лучших менеджеров в американском спорте, с такими трудностями попавший в НБА, завоевавший эту должность и поставивший всю свой жизнь на кон, лишь бы создать условия для его приезда, легендарный баскетболист в роли ментора и партнеры, которым под силу прибавлять. Если ты и здесь будешь оставаться тряпкой при таком контракте и таком окружении — значит, туда тебе и дорога, если нет — результат обязательно придет, потому что ничто не заглаживает шероховатости лучше, чем победы. Они – целебны, они заживляют любые раны, создают провалы в памяти, затрагивающие гнилые истории.
Вчера был сложный день. Еще утром я не хотел видеть Ховарда в этой команде, но все это время мозговал и ближе к ночи пришел к выводу, что «Хьюстону» все-таки стоит попробовать. Рынок определяет лучшие варианты, и Дуайт — тот единственный, кто может инициировать цепочку событий, ведущих к чемпионскому титулу. Я не верю в то, что он способен его завоевать, и он его не выиграет, если будет таким, как сегодня, но я убежден в том, что у него достаточно времени, чтобы переосмыслить ситуацию под оком знающих толк людей, чтобы сдвинуться с мертвой точки по направлению вверх, а не на дно, как в последние годы.
Это колоссальный риск, где все — это на самом деле «В-С-Ё!!!», а ничего — это на самом деле «НИ-ЧЕ-ГО!!!».
Ховард сейчас посерединке, может быть, на пару градусов ближе к провалу, но у больших мальчиков есть одно свойство: они способны взять и вытащить себя за уши из ямы с говном, после чего изменить окружающую их реальность. Два ближайших сезона дадут нам четкий ответ на вопрос о том, готов ли Дуайт стать этим следующим большим мальчиком.