Уходящий Брайант. Последний бой Черной Мамбы
"Этот сезон – все, что у меня осталось. Мое сердце готово к ударам, мой разум справится с муками. Но мое тело знает, что пора прощаться". Этими словами в ночь на московский понедельник защитник "Лейкерс" Коби Брайант шокировал весь баскетбольный мир. Хотя, казалось бы, какой тут шок? Человеку 37 лет, последние сезоны сплошь омрачены травмами, потолок его команды – борьба за право покинуть когорту записных аутсайдеров. Только ведь на площадке Брайант все еще опаснее большинства коллег, находящихся в расцвете сил. Да и раньше мысль о завершении карьеры Коби, хоть и витала в воздухе, терялась на фоне трехочковых Стефена Карри, данков Блейка Гриффина и дебатов о шансах на третий перстень для Леброна Джеймса.
Теперь все наоборот.
Каждый оставшийся матч Брайанта хочется посмотреть от начала и до конца, пусть ради этого и придется пожертвовать очередным дальнобойным рекордом Карри. Неспроста билеты на матчи "Лейкерс" резко подскочили в цене. Ведь никто не сомневается: в рукаве у старика спрятана еще минимум парочка козырных тузов. Что и говорить, если на днях он едва не выписал "Голден Стэйт" первое поражение в сезоне. И в этом один из феноменов Коби. Даже в последние годы ветеран, несмотря на широчайший ассортимент болячек, временами вытворял вещи, которые заставляют детей кричать: "Я хочу так же!" - и навсегда конвертируют их в баскетбольную веру.
Первые адепты "культа Брайанта" появились задолго до дебюта Черной Мамбы в НБА. Еще в школе этот паренек с потрясающей техникой, выдающимися физическими данными и колоссальной самооценкой приковал к себе внимание всей страны. Поэтому, чтобы на драфте-1996 совершить прыжок со школьной скамьи в свой любимый "Лейкерс", ему пришлось пойти на аферу.
Чтобы заполучить Брайанта, президенту "Лейкерс" Джерри Уэсту пришлось не только выменять очередность выбора на драфте у "Шарлотт", но и отбить желание драфтовать Коби у команд, выбиравших раньше. Для этого руководство "Озерных" пустило слух, что после школы Брайант сперва планирует набраться опыта в Италии, где в баскетбол играл его отец. "Нью-Джерси" поверил и решил не тратить выбор на игрока, который может оказаться в НБА только через пару лет.
Но "Нетс" еще повезло… Некоторые претенденты на Брайанта получили куда более бесцеремонный отказ. Коби попросту заявлял клубам, приглашавшим его на преддрафтовый просмотр, что не собирается выступать за них ни при каких условиях. Вы понимаете? 17-летнему парню, который играл в баскетбол только в школе, хватило духа, чтобы ставить ультиматумы представителям НБА!
В неотвратимости собственного величия Брайант нисколько не сомневался и с порога начал диктовать окружающим свои условия. Уже тогда слова популярной в 90-е рекламы с Майклом Джорданом стали для Коби не просто фразочкой, а руководством к действию: хочу быть как Майк. Некоторые не любили Брайанта как раз за это. Слишком уж упорно он копировал игровые движения и даже некоторые повадки и жесты своего кумира. Но кто теперь обвинит его в этом, зная, что броски с отклонением и полеты с высунутым языком помогли Коби стать третьим снайпером НБА в истории, обойдя в том числе самого Джордана?
Заочный спор с Джорданом проходит красной нитью через всю карьеру Брайанта. Сравнения были неизбежны, в общем-то, Коби провоцировал их сам. Мало кто скажет, что Черной Мамбе удалось дотянуться до Его Воздушества, по большому счету защитник "Лейкерс" был изначально обречен. Но вряд ли бы он стал тем, кем он стал, без этой недосягаемой планки. Соревноваться с остальными было слишком просто. Никто и близко не готов был заплатить за победу ту же цену, что и Брайант. Долгие часы на тренажерах и в пустом игровом зале вместо развлечений и тусовок. Игры через травмы и боль в ситуациях, когда другие были рады отсидеться вне заявки. Испорченные отношения и сожженные мосты с теми, кто не согласился пахать так же усердно.
Даже в сезоны, когда "Лейкерс" был аутсайдером "Запада" и ни на что толком не претендовал, Брайант грезил успехом и испепелял своих партнеров за нехватку самоотдачи или слишком бурное празднование локальных успехов. Если Коби станет тренером, мне жаль его подопечных, ведь им придется вкалывать по стандартам Брайанта-игрока.
Характер Черной Мамбы – это отдельная история. Публичное выяснение отношений с Шакилом О’Нилом, закончившееся "разводом", обвинение в изнасиловании, заносчивые заявления прессе и работа на камеру заставили поверить, что Брайант – жертва звездной болезни. Однако чем старше становился Коби, тем очевиднее было, что это лишь внешние проявления его внутренней борьбы. В глубине души единственной движущей силой этого феномена было стремление к баскетбольному совершенству.
Глядя на Брайанта под этим углом, невольно прощаешь его за сотни не отданных партнерам передач. В конце концов, почему он должен делиться мячом с теми, кто отказался тренироваться так же усердно, как он? Коби подталкивал к прогрессу не только партнеров, но и соперников. Шейн Баттье как-то признался, что самой сильной мотивацией в его карьере стали 56 очков, которые Коби положил через него за 3 (!) четверти. Причем задать оппоненту жару Коби мог и на своей половине площадки, хоть и делал это выборочно.
Настоящий Брайант предстал миру на Олимпиаде-2008. Оказавшись в компании равных, Коби вдруг перестал быть единоличником. Вместо этого он превратился в эдакого дядьку Черномора. В протоколе на первых ролях были Леброн Джеймс и Дуэйн Уэйд, но именно Брайант держал партнеров в тонусе и регулярно напоминал, что в Пекин они приехали не штамповать яркие моменты, а нести возмездие за провал сборной-2004.
Его значимость для современного баскетбола трудно переоценить. Достаточно просто изучить длиннющий список достижений. Многие современные звезды НБА выросли на подвигах Коби, который стал для них первым и главным кумиром детства. В понедельник социальные сети разрывались от эмоций, которые вызвало заявление Брайанта. И среди тех, кто пустил скупую цифровую слезу, знаменитостей было не меньше, чем рядовых болельщиков.
Впрочем, грустить пока рано. Сейчас надо пытаться получить максимум удовольствия от оставшихся дней эпохи Брайанта. Причем существует шанс, что она закончится позже, чем сезон "Лейкерс". Главный тренер сборной США Майк Кржижевски уже заявил, что будет счастлив, если Брайант составит ему компанию в Рио-де-Жанейро. Уйти победителем в статусе трехкратного олимпийского чемпиона – это будет красиво.
Впрочем, своей главной цели Брайант, пожалуй, уже достиг, заслужив признание самого Джордана. Когда Его Воздушество спросили, смог бы он на пике формы обыграть Коби один на один, в качестве ответа прозвучало "не уверен".
Как ни крути, а Брайант всегда был немного эгоистом. Ведь, что бы он ни говорил, он играл не для фанатов и не для партнеров, а для себя, пытаясь соответствовать тем высочайшим запросам, которые сам же и выдвигал. Но его публичное заявление – это точно не эгоизм и попытка продать побольше маек на старости лет. Напротив, Коби поступил благородно. Теперь у нас есть время, чтобы свыкнуться с мыслью, что следующей осенью мы будем смотреть новый баскетбол – в котором не будет Черной Мамбы.
- Источник: sport-express.ru
- Автор: Тимур Рустамов
- Опубликовал: Kyama