Джо Инглс: лучшая мужская роль второго плана
В истории НБА хватало игроков, которые выстреливали в одном матче плей-офф или в рамках одной серии, однако после попросту исчезали с поля зрения. Кого-то вроде Дэниэла Гибсона — защитника Кливленда, который в 2007 году внезапно оказался второй скрипкой в оркестре ЛеБрона Джеймса и реально помог Королю добраться до первого финала НБА в своей карьере. Уже в следующем сезоне Гибсон потерял место в стартовой пятерке Кавальерс, а затем и вовсе выпал из обоймы игроков НБА.
Спустя какое-то время к когорте подобных игроков кто-то, может быть, отнесет австралийского свингмэна Юты Джо Инглса. Этот человек, с одной стороны, будет прав, ведь Инглс, набирающий по сезону 6,3 очка и 2,7 подбора за игру и мало напоминающий звездного игрока, в плей-офф буквально расцвел, чего мало кто ждал. С другой стороны, австралиец не сделал ничего такого — просто вышел на передний план, когда этого потребовала ситуация. При этом Джо остался прежним — максимально надежным игроком, который всегда настроен помочь своим партнерам и не гонится за большими цифрами в статистическом протоколе. Они его находят сами.
В четвертом матче серии против Клипперс Инглс раздал 11 результативных передач своим партнерам. По ходу встречи мы могли наблюдать одну и ту же картину: Джордж Хилл передает австралийцу управление атакой, Инглс неспешно плетется в трехсекундную зону после заслона от партнера, после чего находит его идеально выверенной передачей под кольцом. Деррик Фэйворс, Руди Гобер, Джо Джонсон — все они набирали очки перед отменных пасов Джо. В последние три минуты Инглс добавил к 11 ассистам два ключевых трехочковых броска, позволивших Джаз дожать соперника и сравнять счет в серии (2:2). Комментаторы из Лос-Анджелеса, работавшие на матче, поражались терпению австралийца и точности его действий — он и вправду не делал ничего лишнего, методично ведя свою команду к успеху.
Символизм расцвета Инглса в плей-офф еще и в том, что за день до старта сезона 2014/15 именно Клипперс отчислили Джо из своего состава. Сейчас Док Риверс признается: он не хотел избавляться от австралийского форварда, но ситуация с травмами буквально вынудила его это сделать — запасной плеймейкер Джордан Фармар получил повреждение, за последнее место боролись свингмэн Инглс и плеймейкер Джарред Каннингэм, и выбор логично пал на защитника. «Моя жена была в самолете из Австралии в Лос-Анджелес в тот момент, когда мне сообщили об отчислении. Она летела посмотреть на мою игру, а когда приземлилась, выяснилось, что ее муж остался без работы», — вспоминает игрок. В Клипперс надеялись, что Инглс останется доступен и через какое-то время после отчисления, однако уже через два дня австралийца забрала под свое крыло Юта.
Куинн Снайдер был прекрасно осведомлен о том, кого он получает в свою команду. С 22 лет Инглс выступал в Европе и считался игроком более чем крепкого европейского уровня. За его плечами были три сезона в Барселоне и год в тель-авивском Маккаби, золотые медали чемпионатов Испании и Израиля, а также победа в Евролиге. Именно там Снайдер, работавший ассистентом Этторе Мессины в московском ЦСКА, и заприметил австралийца. «Я наблюдал за его игрой. Ты видишь что-то в игроке и пытаешься понять, как это можно вытащить из него», — делится Снайдер.
В случае Инглса, понять, что же вот это самое «что-то», очень непросто как обывателям, так и специалистам. «Смотреть на Джо — это то же самое, что смотреть за игроком в американский футбол, который не может выбежать из пяти секунд на 40 ярдах (крайне посредственный показатель даже для среднего игрока NFL. — прим. SA), — говорит Док Риверс. — Но в игре Инглс всегда на первый на мяче. Он двигается чуть-чуть быстрее других, чуть-чуть резче». Соглашается с наставником Клипперс и многолетний агент игрока Брэд Эймс, с которым у австралийца сложились более чем дружеские отношения: «Даже с помощью продвинутой статистики я не могу найти хотя бы одной цифры, ярко показывающей, что же может привнести в игру команды баскетболист типажа Джо».
Однако Инглсу это сделать удается, и начинать здесь нужно с роли в раздевалке. В прошлом сезоне форвард, наряду со своим товарищем Тревором Букером, был самым старшим игроком команды, в этом — чуть подвинулся после прихода Бориса Диао и Джо Джонсона, однако его роль не слишком изменилась. «Я понимаю, что в мире есть масса игроков, которые намного талантливее меня. Этот момент я стараюсь компенсировать иными способами. Все молодые ребята знают, что со мной всегда можно поговорить на любую тему. Не каждый игрок готов выслушать другого, но я это делаю. И они чувствуют себя в моей компании комфортно, ведь знают, что за моими плечами более чем солидный опыт. Я всегда стараюсь говорить до и во время тренировок, создавать правильное настроение. Не все могут это делать, не всем это делать удобно, но для меня это не составляет никакого труда», — говорит австралиец.
Инглса считают одним из самых забавных игроков Джаз, он любит пошутить с партнерами и над партнерами. «Джо — большой любитель наговорить вам всякого дерьма прямо в лицо. Он всегда старается проникнуть к вам под кожу. Такой человек», — делится бигмэн Деррик Фэйворс. Разговорчивость Инглса однажды всерьез помогла его партнерам. На одной из ранних стадий предсезонного тренировочного лагеря двухлетний давности Куинн Снайдер вдруг забеспокоился, что его игроки не говорят между собой в защите, а это фундаментально важный аспект при построении крепкой обороны. Джо, вместе с ветераном Стивом Новаком, прочувствовал этот момент: они начали орать друг на друга во время защитных упражнений. В общем шуме, похожем на обстановку классной комнаты в школе в момент выхода из нее учителя, разговорилась и молодежь — постепенно недостаток коммуникации в защите был устранен.
На площадке австралиец в первую очередь старается помогать своим партнерам. На него обычно вешают опеку наиболее опасного флангового игрока соперника, а также не менее ответственную роль в нападении — ввод мяча в игру из-за боковой/лицевой линии. К последнему привела слишком уж неэгоистичная манера игры форварда, порой выводящая из себя болельщиков Джаз — он слишком часто предпочитает броску из открытой позиции следующий пас. Однако Снайдер верит в свою «двойку» и даже сравнил роль Инглса в подобных ситуациях с ролью квотербека в американском футболе. «Мы с Джо общаемся исключительно в уважительном тоне. В начале сезона я честно сказал ему, что этот год будет для него сложным — в том плане, что его игровое время будет очень волнообразным. Будут такие матчи, когда в первой половине он выйдет на восемь секунд, чтобы вбросить мяч из аута, а во второй сыграет 18 минут. Однако он — один из тех парней, на характер которых можно положиться и не волноваться о распределении времени. Это делает его очень, очень ценным исполнителем», — рассуждает рулевой Джазменов.
Игра австралийца в защите давно стала предметом анализа специалистов. Так, 31 декабря юная звезда Финикса Девин Букер отгрузил в кольцо Юты 18 очков за первую четверть матча. За оставшиеся три четверти Букер набрал два очка — на его нейтрализацию бросили Инглса. Так Джо отработал против тогдашнего топ-бомбардира Лейкерс Лу Уильямса в концовке очного матча команд:
А здесь — не дал развернуться самому ЛеБрону Джеймсу на исходе игровой десятиминутки:
Серия с Клипперс лишь подтверждает стабильность уровня Инглса в этом аспекте. Ключевой игрок Парусников, Джей-Джей Редик, по праву считающийся одним из наиболее эффективных шутеров в лиге, в целом заваливает серию, предваряющую его контрактный год. Во многом это заслуга Инглса, который следует за расторопной «четверкой» соперника по пятам и не дает ему должного времени на подготовку бросков. «Я должен просто бежать за ним. И еще раз бежать», — называет защитную стратегию против Редика сам игрок. В некоторых эпизодах Инглс защищается против лидера Клипперс Криса Пола, и делает это достаточно эффективно. Чтобы затем, после игры, в присущей манере сказать: «Честно говоря, я не в восторге от необходимости работать ни с одним из этих ребят. Но что ж поделать?».
Еще один ключевой аспект игры Инглса — трехочковый бросок. Регулярный сезон форвард Юты закончил с процентом реализации 44,1 — это третий показатель в лиге среди баскетболистов, сыгравших минимум 65 матчей. Впереди Инглса, улучшившего свой прошлогодний показатель почти на 6%, только Аллен Крэбб из Портленда и Кайл Корвер из Кливленда. При этом, большинство бросков австралийца проходят по категории «wide-open», с ближайшим опекуном как в минимум в метре. «Я не из тех, кто будет делать по 15 бросков за матч. Да и тренер этого не одобрит».
Инглс — еще один продукт австралийской баскетбольной школы, чьи воспитанники в последние годы становятся видными исполнителями в НБА. Джо, как и многие ребята из его поколения, прошел через знаменитый Австралийский Баскетбольный Центр Мастерства в Канберре, с юных лет играл вместе с Мэттью Деллаведовой, Патти Миллсом и другими. «Ребятам, приходящим в НБА после системы американского школьного баскетбола, AAU, очень сложно привыкнуть к игре без мяча в руках, к необходимости работать в защите, к тому, что в команде есть субординация и четкое деление ролей. У нас в Австралии совсем другая культура, мы росли вместе, мы играем как команда. У нас даже никогда не было тренировок один на один — все только командно. Именно здесь и закладывается понимание важности «маленьких вещей» на площадке», — рассказывает игрок. В 2014-м Юта приглашала Инглса еще и потому, что на драфте того года выбрала под шестым номером австралийца Данте Экзума — в опытном новичке видели идеального наставника для молодого игрока. Самое интересное, что кумиром детства Экзума являлся… Инглс! Джо выступал за команду Саус Дрэгонс из Мельбурна, за которую с детства болел Экзум. Боле того, даже имеются фото маленького Данте в майке Инглса, хотя сейчас молодому австралийцу стыдно признаться в том, что его любимцем был его же партнер по команде.
Неплохие габариты, надежная игра в защите, стабильный трехочковый бросок и лидерские качества — сочетание этих факторов делает доселе неизвестного широкой публике австралийца едва ли не бесценным активом для современной НБА. Раньше Инглс говорил, что его нежелание брать игру на себя нередко бьет по нему финансово, но баскетбол за последние годы изменился настолько, что теперь навыки австралийца ценятся очень дорого. Нынешний контракт Инглса, размером в 2,1 миллиона долларов в год, истекает этим летом. Джо станет ограниченно свободным агентом, однако Юте придется выложить кругленькую сумму, чтобы перебить потенциальные предложения других команд, а они наверняка будут. В нынешних реалиях Инглс может претендовать минимум на 10-12 миллионов в год — согласитесь, не так уж и плохо для баскетболиста с цифрами 6,3 очка + 2,7 подбора + 2,1 передачи в регулярном сезоне. Но по-настоящему сильным ролевым игрокам — тем самым, которые недостаточно хороши для попадания на первые страницы, но в то же время, недостаточно плохи для того же самого — в этой НБА платят. И платят хорошо.
А пока Инглсу необходимо продолжать преследовать Джей-Джея Редика и Криса Пола в битве за место во втором раунде плей-офф. И продолжать радовать болельщиков Юты, огорчая Дока Риверса — наверное, не того игрока он отчислил осенью 2014-го.
- Источник: sportarena.com
- Автор: Александр Прошута
- Опубликовал: Kyama