Усмешка Джокера. Как звездный толстяк смеётся над стереотипами
Если бы нужно было описать Николу Йокича одним словом, я бы выбрал ком. Или комок. «Комок нервов», – указывая на живот, обычно заключают балагурящие толстяки. «Его игра – комок противоречий», – подытоживают аналитики в статьях, посвящённых Николе Йокичу. «Популярность Нико среди болельщиков растёт, как снежный ком», – неустанно повторяет главный тренер «Денвера» Майк Мэлоун.
Вся жизнь младшего Йокича похожа на сложносочинённый клубок. Младшего, потому что у Нико есть два старших брата – Стринья и Неманья. Но в пику сказочным клише дурачком в жизни оказался не меньший сын, а самый старший.
– Я знаю, что упустил свой шанс, променяв его на вечеринки, выпивку и девочек. Поэтому я не устаю говорить Нико – ты живёшь моей мечтой, не смей повторять моих ошибок, – говорит Неманья.
Речь о весёлых деньках, которые Неманья коротал в Детройте, в компании одиозного Дарко Миличича. Того самого, который ушёл на драфте-2003 раньше Кармело Энтони, Дуэйна Уэйда и Криса Боша. Чтобы расцветить своё пребывание в незнакомой стране, Дарко пригласил Неманью, которого знал с 16 лет, в США, а заодно похлопотал, чтобы его взяли в команду университета «Детройт Мерси».
Куража обоих хватило ровно на полтора года. В «Орландо» Миличич переезжал уже в качестве баскетбольного недоразумения, а содержанец Неманья вынужден был вернуться в родной Собор. Там он после долгого времени увидел семью и младшего брата Нико, которому на тот момент только-только стукнуло 17.
– Я помнил Нико маленьким толстячком, но это был просто шок. Я был шокирован тем, насколько он стал выше, и тем, что из себя представляло его тело, – вспоминает Неманья.
Завтрак Нико начинался с трёх-четырех буреков (увесистые пироги с сыром), а ежедневный рацион включал обязательные 4 литра «Колы». При росте 208 см и 130 кг веса Никола не мог ни разу отжаться.
– Он ограничивает себя и свою игру. Все, что он делает, – просто встаёт в середине трехсекундной зоны и разбрасывает передачи, – грохотали тренеры Йокича. – Но как же легко и талантливо это ему даётся.
Даже с учётом всех проблем Йокич не мог ускользнуть от внимания Мишко Ражнатовича, главного агронома всех сербских талантов. Его команда-инкубатор под названием «Мега» стабильно занимается шлифовкой и огранкой балканских баскетболистов.
И пусть фигура Ражнатовича никогда не была увенчана нимбом, в случае с Йокичем энтузиазм одного из самых загребущих агентов Европы оказался важнейшим фактором. Мишко сделал все возможное, чтобы привести в божеский вид Нико и повысить его котировки, перед тем как выставить его на драфт.
В отзывах почти всех скаутов из НБА звучал один лейтмотив – слишком толстый, чересчур медленный, очень низко прыгает. Сам Йокич аттестовал свою манеру игры как «стиль жирного разыгрывающего». На драфте-2014 серба не без скепсиса подобрали «Наггетс» (41-й пик) при условии, что Нико пару сезонов проведет в Европе.
– Стандартная схема, – вспоминает Ражнатович, – у нас была договорённость с «Барселоной». Мы улаживали мелкие формальности, а испанцы вполглаза смотрели показательный матч Нико. Он выглядел кошмарно, просто ужасно. В конце они развернулись и тактично попросили время на размышление.
– 4 очка, 3 подбора и зияющая дыра в защите, – вот что я из себя тогда представлял, вспоминает Йокич. – Не знаю, хорошо это или плохо, но если бы я подписал тот контракт с «Барселоной», не исключаю, что никогда бы не попал в НБА.
Нико вернулся в «Мегу», но даже не доиграл до конца сезона.
– Будет ли он таким же атлетичным, как Деандре Джордан, – задается вопросом президент «Денвера» Тим Коннели. – Вряд ли, как и не будет таким же прыгучим, как Аарон Гордон, зато он способен стать самым лучшим пасующим центром в НБА.
Увенчивать лаврами одного Нико попросту неправильно. «Наггетс» пошли на риск, делая ставку на серба, но при этом сделали все возможное, чтобы ставка сыграла. Клуб нанял сербского тренера-диетолога Огнена Стояковича, наличие в команде боснийского центрового Юсуфа Нуркича тоже оказалось плюсом, поддержку на высшем уровне обеспечивал помощник генменеджера легендарный Артурас Карнишовас. Благодаря подобному окружению Нико быстрее вмонтировался в реалии НБА, а заодно получил кличку Джокер. Не столько из-за своего шутейного нрава, сколько из-за переменчивости настроения.
Серб может наброситься на главного тренера в раздевалке и душить его в объятиях, будучи совсем голым, а может запереться от всего мира и часами смотреть подборку лучших матчей по водному поло. Или возиться со скаковыми лошадьми, которых он так любит.
– Знаю, что подобное поведение многим доставляет проблемы, но я стараюсь работать над собой. То же самое и с едой, я отказался от газировки, но пристрастился к сэндвичам с джемом и майонезом, – признается Нико.
Он по-прежнему ищет баланс. Огнен Стоякович говорит, что Нико всегда честно отрабатывает свои кулинарные грешки. Тренер «самородков» Майк Мэлоун и вовсе видит в присутствии Нико нечто большее:
– Есть немало символизма в том, что Нико оказался именно в нашем клубе, именно в этот момент. Он ищет себя, наша команда тоже пытается выйти на новый уровень.
Ни одна беседа о современной НБА не обходится без упоминания универсализма, но даже на этом фоне Никола Йокич умудряется выделяться. Выдающийся разыгрывающий, запертый в теле центрового 50-х годов, здорово играющий в отрыве, но при этом медлительный, плохо обороняющийся, обделённый трехочковым броском, зато великолепно дирижирующий атакой и раскрывающий лучшие качества партнеров.
В эпоху, когда действия баскетболистов воспринимаются через анализ, статистику и цифры, двухметровый одутловатый парень с бобриком на голове не выглядит самым эффективным игроком. Зато точно похож на подростка, который продолжает воспринимать баскетбол как игру, а не как работу.
- Источник: news.sportbox.ru
- Автор: Антон Шатров
- Опубликовал: Kyama