Манящий звон юаней. Чемпион выбирает между Китаем и Майами
Одному из наиболее именитых баскетболистов уходящего поколения (драфт-2003) Дуэйну Уэйду предлагают 25 миллионов долларов за 3-летнюю ссылку в китайскую лигу. Поскольку трехкратному чемпиону НБА в следующем январе стукнет 37 лет, нет сомнений в том, что этот контракт будет последним в профессиональной карьере Уэйда.
Альтернатива у защитника не слишком оригинальная, но от этого не менее почетная. «Майами Хит», для которого Уэйд выиграл первое в истории клуба чемпионство, а после присовокупил ещё два, готов предложить 5,3 миллиона за следующий сезон, а после с почестями и фанфарами проводить легенду на покой. Вопрос этики и деловой предприимчивости.
Разоблачение китайских иллюзионистов стоит начать хотя бы со слов того, кто в этом Китае не одну собаку съел. Двукратный участник Матчей звезд НБА Стэфон Марбери отыграл в Китае 8 лет, за которые не только стал трехкратным чемпионом Поднебесной, но и дослужился до собственного музея, статуи и даже мюзикла с самим собой в главной роли. Мюзикл, кстати, про него же.
– Дуэйн примет любое решение, какое сочтёт нужным. Просто хочу отметить: 50 матчей, частое отсутствие чартерных рейсов, большое количество рекламных и околоспортивных мероприятий, – отметил Марбери. – Всё это звучит не так утомительно, если тебе хотя бы 33 (Марбери уехал покорять Китай именно в этом возрасте) и ты заключаешь краткосрочный контракт. Плюс всегда нужно помнить о семье. Ведь это не просто смена одного города на другой. Я благодарен Китаю и его потрясающим болельщикам, но это не отменяет того, что эта другая страна и другая культура. Но 25 миллионов – большие деньги, и Дуэйну предстоит принять сложное решение. Не сомневаюсь, он сделает правильный выбор, каким бы он ни был.
Памятуя о больших деньгах, стоит добавить, сумма в 25 миллионов, во-первых, указана без налоговых издержек, а, во-вторых, включает бонусные начисления от азиатского производителя спортивной одежды Li-Ning, с которой у Уэйда и так имеется пожизненный контракт. Начиная с 2012-го, китайцы производят именные кроссовки Уэйда, а две недели назад согласились спонсировать баскетболиста до последнего вздоха.
Все эти отступления не значат, что прогрессивные китайцы хотят обдурить престарелую звезду НБА. Скорее это признаки того, что к сумме в 25 миллионов не стоит относиться как к непоколебимой величине. То же самое, кстати, можно сказать и о здоровье Уэйда. Ещё свежи воспоминания о том, как в начале прошлого сезона Дуэйн просил тренера «Кливленда» Тайрона Лю перевести его на скамейку запасных, поскольку не выдерживал ритма и нагрузок игрока стартового состава. Изгнание Уэйда через три месяца после начала сезона, с одной стороны, выглядело цинично, с другой, выигрышно и уместно для игрока.
Уэйд вернулся в «Майами» и без нервотрепки, но с достоинством, доиграл сезон. И пусть 11,4 очка в среднем за матч стали худшим показателем в карьере ветерана, он показал, что в качестве матерого вожака, помогающего словом, еще способен принести пользу. В НБА это осознают, поэтому зарплата в 5,3 миллиона выглядит вполне адекватной.
При всем примерном понимании уровня чемпионата Китая слабо верится в то, что азиаты отдают 25 миллионов за основательно пообносившуюся версию игрока, когда-то носившего прозвище Молния. А даже если так, то три года все равно немалый срок даже для самого закаленного вояки, не говоря о Уэйде, чьи больные колени уже обзавелись своей объемной автобиографией.
Если уж у болячек есть свое яркое жизнеописание, то никак нельзя обойтись без краткой справки о предполагаемом работодателе Уэйда. Клуб, который стращает ветерана НБА крупными суммами, называется «Чжэцзян Голден Буллс». Гибридом «Голден Стэйт Уорриорз» и «Чикаго Буллс» он стал в 2009 году, а до этого пять раз менял название. Учитывая, что клуб был образован в 1995-м, стоит отметить падкость азиатов на новые тренды.
Когда в НБА речь заходит о миграции в другие страны, часто звучат сравнения с Сибирью и прочие страшилки из позднего эфира канала «Дискавери». В этом смысле перед Уэйдом компромиссный вариант, если можно так выразиться, сравнивая китайский Иу с единственным и неповторимым Майами. Иу находится в 300 километрах южнее Пекина, там обитают 1,2 миллиона жителей, а стадион, на котором резвятся «золотые быки», вмещает в себя 6 000 зрителей. Выскажу мнение, что Майами – очень хорошо. По сравнению с Иу.
Из всего этого следует, что ехать в Китай Уэйду имеет смысл, если он рассчитывает на что-то большее, чем просто урвать куш. Сейчас популярно говорить о наследии, построении брэнда, популяризации себя как чего-то большего, чем просто выдающийся спортсмен. В Китае Уэйда любят, знают, ценят. Рекламные туры с Li-Ning не прошли просто так. Так что если Дуэйн решил по подобию Леброна стать некоей глобальной медиавеличиной, то азиатский рынок – это хорошее направление, причем одно из самых передовых. Только в этом случае нужно быть готовым к адаптивным моментам.
В противном случае лучше смиренно и торжественно встретить закат карьеры под багровым солнцем Майами. Там, где он когда-то начинал, там, где его друзья, семья, там, где дом. И не один.
- Источник: news.sportbox.ru
- Автор: Антон Шатров
- Опубликовал: Kyama