52 миллиона за иллюзию. Огромный контракт для того, кто не забивает
Ноябрь 2017-го, защитник «Бостона» Маркус Смарт – худший бросающий в НБА. Среди всех баскетболистов лиги, которые совершают минимум 10 бросков за матч, у Смарта самый низкий процент попадания – 28,1.
Для четкости понимания добавим масштаба. Из числа баскетболистов, которые совершили 1 800 бросков за свою карьеру, реализация Маркуса занимает 57-е место среди всех игроков в истории НБА. С конца списка. Это значит, что лишь 56 игроков в истории лиги атаковали с худшим процентом, чем Маркус Смарт. По меркам современной НБА, это примерно то же самое, что сравнить кутюрье Кристиана Лакруа и ежа на основе того, что у последнего тоже есть иголки.
Июль 2018-го, «Селтикс» заключают со Смартом четырехлетний контракт на 52 миллиона. Это значит, что через год, когда команде придется продлевать Кайри Ирвинга, «кельты» будут готовы расстаться с Терри Розиром – одним из главных открытий плей-офф 2018. Именно им, а не Смартом «Бостон» будет жертвовать.
Не нужно упускать из виду и еще одну деталь: 52 миллиона Смарту отслюнявил не кто-нибудь, а Дэнни Эйндж – самый прижимистый генменеджер лиги. Человек, который из-за лишнего доллара зажал контракт Рэю Аллену, Эвери Брэдли, Тони Аллену и другим инициаторам последнего чемпионства «Селтикс». За что же Эйндж, не задумываясь, выложил 52 миллиона? За иллюзию!
Внешне в Смарте нет ничего выдающегося: нахальный растатуированный сумасброд, готовый потехи ради приехать на матч с голым торсом и в халате Versace. Таких в НБА десятки, но ни один из них не умеет обращать свои недостатки в достоинства так, как это делает Маркус Смарт.
Не исключено, что вне системы «Селтикс» Маркус превратился бы в заурядного игрока, но пока он «кельт», он незаменим для главного тренера Брэда Стивенса. Прежде всего, его защита. Смарт не так быстр, зато настойчив, универсален и отлично читает игру. Он не только грамотно загоняет соперников под двойную опеку и перехватывает мячи, но и делает уйму маленьких вещей, которые порой кажутся алогичными: технические фолы, намеренные пасы в аут, трэштокинг. Смарт – это игрок-сумбур. Именно это его качество Стивенс старается использовать в моменты, когда план на игру перестает работать.
Смарт хаотичен. В прошлом декабре он набрал 23 очка против «Детройта», забил 6 дальних из 9, но «Селтикс» проиграли. Спустя два дня «Бостон» отделал куда более сильную «Филадельфию», а Смарт обошелся 5 набранными очками и 8 передачами. Со Смартом на площадке «Бостон» играет в нападении 4 на 5, но для Стивенса это не критично из-за оборонительных навыков Маркуса.
К тому же непредсказуемость Смарта так или иначе дает плоды. Даже зная о его бедовом броске, соперники вынуждены защищаться против Смарта. Если оборонцы бросают Маркуса, тот со своими массивными 100 килограммами лезет в проход и чаще всего собирает фолы. Страхуя Смарта от прохода, защитники вынуждены стягиваться на него. Маркус чует такие моменты и незамедлительно скидывает на партнеров, которые атакуют в разы лучше него.
Доходит до смешного – одного из худших бросающих опекают по три игрока соперника. По сути, Смарт работает как отвлекающий маневр, он создает иллюзию возможной угрозы и вносит полную сумятицу в происходящее на площадке.
– Все ненавидят играть против этого парня. При своих 193 см он как маленький неуправляемый танк, – говорит Дуэйн Уэйд. – У каждого игрока есть свои коронные приемы, ты изучаешь их на видео, адаптируешься, со временем учишься защищаться против них. С Маркусом всё по-другому, невозможно спрогнозировать его действия. Иногда кажется, что он сейчас выбросит мяч и пойдет перекусить.
Такой менталитет делает Смарта более приземленным игроком, но, во-первых, Смарт и не стремится в элиту, а, во-вторых, именно за пролетарский шарм Смарта и любят болельщики «Селтикс».
По объемам продаж маек «Бостона» 36 номер Смарта на третьем месте после Кайри Ирвинга и Джейсона Тэйтума. Если представлять Смарта схематично, то он эдакий Дрэймонд Грин для бедных.
Без него «Селтикс» не могут быстро трансформироваться в столь актуальную на сегодня маленькую пятерку. Когда Смарт на паркете, он не передерживает мяч, что делает игру «кельтов» более темповой. При этом процент потерь у «Бостона» падает с 15,9 до 13,7. Универсализм Маркуса заключается не только в его умении обороняться против всех пяти позиций, но и способность быть как игроком-функцией, так и внезапной атакующей опцией. В обоих случаях – он делает «Селтикс» лучше.
- Источник: news.sportbox.ru
- Автор: Антон Шатров
- Опубликовал: Kyama