Этот парень крушил щиты. И переписал историю
Реакцией на смерть Дэррила Доукинса, который скончался 27 августа 2015-го года в возрасте 58 лет, было общее недоумение. Современники центрового и цвет сегодняшней НБА сходились в том, что Дэррил должен был умереть либо как рок-звезда — на взлете, во цвете лет, либо жить вечно, как доказательство существования других цивилизаций. Не зря же сам Доукинс на полном серьезе утверждал, что прилетел на Землю с планеты Ловтрон, чтобы своей игрой дарить любовь, радость и улыбки людям.
Такие гротескные частности разбросаны, как семена, по жизненной пашне Доукинса. Сами по себе они вроде не так значимы, но собранные вместе образуют вклад, который невозможно игнорировать при оценке влияния на развитие баскетбола как продукт массового потребления.
Доукинс стал первым, кто протоптал дорожку для современных школьников, — уверенных в себе максималистов, идущих в лигу прямиком с выпускного бала, минуя колледжи с их правилами и интригами. Мозес Мэлоун, Кевин Гарнетт, Коби Брайант, Трэйси Макгрейди, Леброн Джеймс и сотни других последовали по примеру Дэррила. Самое знаменитое прозвище Доукинса — Шоколадный Гром — игрок получил от человека, который ни разу не видел, как играет Дэррил.
— Я нарекаю тебя этим именем, считай себя моим крестником. Когда ты на площадке люди грохочут, это ты на них так действуешь, ты — Шоколадный Гром.
Звучало бы как выдержка из проповеди миссионера, если бы эти слова не принадлежали Стиви Уандеру, великому незрячему гуру соула.
Прозвища, связанные с Доукинсом — это отдельное собрание сочинений: Доктор Данкенштейн, Сэр Слэм… Центровой давал клички даже кольцам, как бы извиняясь за порой чересчур грубое обращение с ними. Именно с этой манерой игры и связана самая яркая часть биографии Доукинса.
Центровой «Филадельфии» не был первым игроком, который разбил щит. В качестве первопроходца история запомнит Чака Коннорса. Да только Коннорс сейчас больше памятен ролью в сериале 1958-го «Человек с ружьем», а яркая индивидуальность Доукинса до сих пор ассоциируется с амплуа одного из главных баскетбольных вандалов, из-за которого лига была вынуждена перепроектировать конструкцию баскетбольных щитов.
Особой дилеммы и не возникало. Как иначе, если человек в течение трех недель делает форшмак из двух баскетбольных щитов. В ноябре 1979 не повезло «Канзас-Сити Кингс», а две недели спустя досталось «Сан-Антонио». После этого комиссар лиги Ларри О’Брайен пригрозил штрафом в 5000 долларов, если Доукинс надумает исполнить на бис.
Администрация НБА пересмотрела стандарты материалов, из которых делались баскетбольные щиты, выдвинуло идею использования страховочных тросов и обязало клубы иметь оперативную дублирующую конструкцию по ходу матча. В Канзас-Сити понадобилось около получаса для возобновления матча.
Доукинс не растерялся и обратил случившееся себе на пользу, чтобы высмеять официальную позицию лиги: неважно, каким способом забит мяч, главное — 2 очка на табло. Для данка против «Кингс» Дэррил сочинил название, которое до сих пор походит на тест у логопеда — The Chocolate-Thunder-Flying, Robinzine-Crying, Teeth-Shaking, Glass-Breaking, Rump-Roasting, Bun-Toasting, Wham-Bam, Glass-Breaker-I-Am-Jam.
НБА не очень жаловала подобные хохмы, но не могла игнорировать приток публики на игры «Сиксерс», в составе которых феерили Джулиус Ирвинг и Дэррил Доукинс. Их свободолюбивый образ жизни, открытые комментарии о политико-социальной обстановке США делали НБА площадкой для высказывания личной позиции, а не просто баскетбольной лигой.
Поэтому не было ничего удивительного в том, что даже со всеми трениями между игроками и руководством, Ирвинг и Доукинс одно время серьезно рассматривались в качестве прототипов для разработки нового лого лиги. В итоге Ирвинг отказался в знак протеста, а Доукинсу не хватило авторитета среди болельщиков. Дэррил никогда не стремился ограничиваться репутацией «того парня, который крушил кольца». Когда тело начало подводить его, он поехал в Европу.
В итальянском «Торино» увековечен его 11-й номер, а старые фанаты миланской «Олимпии» всё еще помнят грузноватого, но общительного центрового. Доукинс не побрезговал приглашением от «Гарлем Глобтроттерс», ведь обязанности главных трюкачей от баскетбола полностью совпадали с намерениями Доукинса.
— Главное — видеть улыбки, изумление и восторг на лицах людей. Если мне удается зажечь в них эту искру, — я уже чемпион. Представьте, в своей лучшей форме я могу становиться чемпионом 5-6 раз в неделю, — мировоззрение, которому сложно сопротивляться.
- Источник: news.sportbox.ru
- Автор: Антон Шатров
- Опубликовал: Kyama