«Четвертак» Винса Картера: награда за преданность игре и спортивное долголетие
На прошлой неделе «Атланта» уступила «Торонто» со счетом 108:124. Казалось бы, ничего примечательного в этом результате нет, если бы не одно но: в этом противостоянии против команды, где прошли его лучшие годы в карьере, Винс Картер набрал свое 25 000-ое очко в НБА. Отправив «двушку» в кольцо соперников, Винс разменял очередную тысячу (всего у него 25 003 очка) и стал 22-м игроком самой сильной баскетбольной лиги мира, кому удалось преодолеть этот рубеж.
Чтобы добиться такого показателя, одному из самых зрелищных игроков лиги, баскетболисту с невероятным прыжком и одному из лучших данкеров в мире понадобилось 1423 встречи и 21 сезон. Из игроков, которые сегодня играют в НБА, «четвертак» смогли преодолеть еще лишь Кармело Энтони, Дирк Новицки и Леброн Джеймс.
Он родился в январе 1977 года в городе Дейтона-Бич. Учился в обычных и частных школах, увлекаясь не только баскетболом и волейболом, но и музыкой. Винс прилично владел техникой игры на саксафоне и на барабанах (перед окончанием школы ему даже предлагали стипендию в университете Бетюн-Кукман), но свой выбор сделал в пользу спорта. Он поступил в университет Северной Каролины и на протяжении четырех лет был одним из лучших баскетболистов студенческой лиги NCAA.
О Винсе Картере, ка о профессиональном баскетболисте, любители спорта узнали в 1998 году, когда на драфте НБА его выбрал «Голден Стэйт» и сразу же обменял в «Торонто Рэпторс». В Канаде Винс и вырос до уровня одного из лучших баскетболистов мира. До прихода Картера «динозавры» были одной из самых слабых команд в лиге, но резко преобразились с появлением юного дарования. Нет, команда не стала сметать всех соперников на своем пути, но у нее появилась стабильность в результатах.
В 1999 году Картера признали лучшим новичком НБА, через год он стал победителем соревнования по броскам сверху. «Торонто» становился грозным соперником, а на домашние поединки команды проблема «лишнего билетика» была одной из неразрешимых в 2000-2002 годах.
Картера пригласили в состав олимпийской сборной США, и на Олимпиаде в Сиднее Винс стал обладателем золотой медали и соучастником триумфа очередной американской «команды-мечты».
В 2004 году Винса, вопреки его желанию, руководство «динозавров» обменяло в «Нью-Джерси». Когда Винс возвращался на игры в Торонто, местная публика освистывала своего бывшего кумира, считая его предателем. Картер молча терпел все насмешки и издевательства, не оглашая подробностей своего ухода из команды. Болельщиков «Торонто» он до сих пор считает самыми преданными в мире, а тогда надеялся, что его поймут. «Поднаготная» того перехода стала известной лишь в 2012 году, и болельщики поняли и простили свою потерянную звезду, которую любезно называли «Air Canada».
В «Нетс» Картер опять стал одним из лучших и трижды выводил команду в плей-офф. В Нью-Йорке Винс стал признанным бомбардиром, набирая в среднем по 23.5 очка за игру, совершая по 5.8 подбора и отдавая 4.7 результативных передачи.
Затем в послужном списке Винса обозначены переезды и выступления в составах «Орландо», «Финикса», «Далласа», «Мемфиса» и «Сакраменто». Он так и не стал обладателем чемпионского перстня ни в одной из команд, за которые выступал, и, скорее всего, уже не станет. Однако Винс никогда и не гонялся за этим.
Последним пристанищем для него пока стала «Атланта», барахтающаяся на дне турнирной таблицы Восточной конференции. С «ястребами» Винс подписал годичный контракт на сумму в 2.4 миллиона долларов. Но даже в одной из самых слабых команд Картер продолжает демонстрировать высокие результаты, набирая в среднем 7.4 очка и совершая 2.5 отбора за отведенное ему время.
Безусловно, количество набранных Винсом очков могло бы быть намного выше, если бы не череда травм, которая преследовала его на протяжении всей карьеры. Левая стопа, правая лодыжка, подколенные сухожилия, бедро и колено – те части тела, из-за которых Картер вынужден был лечиться и пропускать игры. Но он продолжает играть, даже разменяв пятый десяток лет.
«Я уйду из спорта, когда меня настигнет чувство нежелания работать и готовиться к следующему сезону посреди лета. Это станет проявлением неуважения к игре, а такого я позволить себе не могу», – откровенно сознается Винс.
В НБА он отводит себе еще максимум один-два года. А дальше что? Винс заверяет своих поклонников, что из баскетбола он все равно не уйдет, а попытается устроиться комментатором на телевидении:
«Мне нравится объяснять людям, как устроен баскетбол, и помагать зрителям разбираться в его тонкостях. Но тренером я себя не вижу. Телевидение – это один из способов рассказывать всем заинтересованным об игре. Тренера могут уволить, даже если он приносит результаты, а работа на ТВ более стабильная».
Возле школы Мэйнлэнд, которую Винс окончил и которую продолжает финансово поддерживать, ему еще при жизни возвели памятник. Зарабатывая миллионы долларов, Картер тратил их не только на свои прихоти и на инвестирование в будущее (открыл ресторан в Дэйтоне-Бич), но и щедро жертвовал на благотворительность. Он даже создал свой собственный фонд «Посольство надежды», помогающий малоимущим родителям и их детям.
В личной жизни все сложилось не так, как мечтал Винс. Спортсмен женился в 2004 году на очаровательной девушке Эллен, через год стал отцом дочери Каи-Мишель, но этот брак не прошел проверки временем…
Даже не хочется предполагать, что с мечтой устроиться на телевидение у Картера возникнут какие-то проблемы. Но так еще хочется наслаждаться игрой Винса вживую и радоваться его новым рекордам!