Я не халявщик, я – партнер. Как криптовалюта проникает в спорт
В НБА звезды занимают одни из определяющих позиций в процессе развития лиги, руководство ещё и само ориентированно на создание инфоповодов и внедрение инноваций. Ведь только так, генерируя интерес публики, можно сохранять интерес аудитории на протяжении 82 матчей регулярки, которая сама по себе уже давным-давно превратилась в прелюдию к спортивной составляющей под названием плей-офф.
Всё остальное — чистой воды реалити-шоу, в котором каждый при желании сможет найти для себя что-то интересное. НБА в разы более открыта, нежели лига американского футбола НФЛ, где каждый, публично высказавший несогласие с чем-либо, в конечном итоге сложит собственную голову на плахе. Поэтому в НФЛ невозможна ситуация Спенсера Динуидди.
НБА уже давно следит за мировыми экономическими трендами, более того старается их опережать. Взять хотя бы «Сакраменто Кингс» и «Даллас Маверикс», которые с конца прошлого года разрешили своим болельщикам использовать на домашних стадионах в качестве оплаты криптовалюту. Оба клуба имеют официальное соглашение с крупнейшими платформами Ethereum и Lympo, которые работают на основе заключения любых сделок и контрактов, эквивалентом оплаты в которых служат биткоины. Преимущество пользования такими платформами и заключения сделок в подобном формате — отсутствие традиционных юридических процедур, которые занимают время. А время, как известно, деньги. Особенно если речь о крупной сделке.
Пока же на домашних аренах «Далласа» и «Сакраменто» за криптовалюту можно купить билеты, атрибутику, оплатить парковку, еду, а также приобщиться к благотворительным акциям клубов. Последнее немаловажно, поскольку открывает возможности не только для простой оплаты услуг и вовлечения в скидочные системы.
Ведь, если вы, например, жертвуете криптовалюту Kings Token на благое дело, которая затем будет переведена в доллары и отправлена на нужды детей Мозамбика, почему, например, клуб не может организовать поощрительную или накопительную систему, согласно которой человек, угадавший результат матча, не сумеет преумножить своё состояние. Все, что ему останется, — получить честно нажитые Kings Token в агрегатах Ethereum, которые установлены на арене, там же на стадионе обменять их на доллары и пойти в светлый мир тратить старые-добрые баксы.
И вот это уже попахивает ставочным бизнесом, запрет на который совсем недавно отменили в штате Калифорния, где и базируется «Сакраменто». Иными словами, подобные инициативы открывают пред клубами возможность создания мини-экономической структуры, номинально действующей в пределах спортивной арены, а реально — и за ее пределами.
Естественно, это очень напрягает НБА. Прежде всего, потому что оставляет клубам пространство для маневра с финансами, и вдобавок у лиги на сегодня нет никаких конкретных инструментов для регламентации подобной деятельности. Чтобы придумать лекарство для неизвестной болезни, нужно, чтобы сначала ею кто-нибудь заболел. Необходим пациент или, в нашем случае, прецедент. И таким вполне может стать даже не клуб, а игрок.
Защитник «Бруклин Нетс» Спенсер Динуидди, который этим летом подписал 3-летний контракт на 34,5 миллиона долларов, решил токенизировать — читай, перевести в биткоины, — 13,5 миллиона из 16, положенных ему за первый год. Динуидди решил стать первым в НБА человеком-биткоином. Баскетболист заключил контракт все с той же платформой Ethereum, на основе которой решил организовать старт-ап под названием DREAM Fan Shares, которая предполагает вложения непосредственно в игру Динуидди.
По сути, это ни что иное, как покупка долей акций, только вместо ЛУКОЙЛа вы полагаетесь на конкретное физическое лицо и выкупаете часть контракта игрока. Минимальная доля при покупке акций имени Спенсера Динуидди составляет 150 000 долларов. Контракт Спенса полностью гарантирован, так что потенциальные инвесторы не рискуют потерять деньги в случае травмы, отчисления из команды или невозможности игрока принимать участие в матчах. Естественно, всё это не благотворительность.
— Я смотрю на это как на еще один способ инвестировать в себя с целью более тщательного контроля своих средств. Что касается болельщиков, то для них это альтернативная возможность заработать, будь то мои персональные достижения, либо разница курсов стоимости биткоинов, — рассказал в интервью журналу CoinDesk баскетболист.
При осознании всего описанного не лишним будет учитывать, что прошлый сезон не только стал самым успешным в 5-летней карьере разыгрывающего (средние показатели: 28,1 минуты, 16,8 очка, 2,4 подбора, 4,6 передачи). Мимоходом Спенс также успел окончил бизнес-школу Гарвардского университета по классу экономики.
— Это и есть ближайшее будущее, — поясняет Динуидди, — когда статистика игрока или команды будет конвертироваться в курс криптовалюты. Программы, которые делают это, уже существуют. Просто некоторым это сложно признать, а некоторым невыгодно.
Здесь Спенсу не откажешь в прозорливости. Как только игрок анонсировал запуск DREAM Fan Shares на 21 октября, НБА немедленно решила осадить экономиста-баскетболиста. Динуидди тут же указали на то, что в коллективном соглашении между лигой и игроками есть договоренность о том, что баскетболисты не могут передавать третьим лицам право на получение выплат от клуба. Исключение составляют посредники, конкретные лица, у которых есть юридическое подтверждение права представительства игрока.
Динуидди в свою очередь парировал, и весьма умело:
— Все гораздо проще. Отношения с лигой здесь ни при чем. Клуб ежемесячно платит мне зарплату, я ее получаю и далее распоряжаюсь по своему усмотрению. Ремарка НБА скорее из серии напоминания или совета, какую машину мне купить или что есть на завтрак. Спасибо, но у меня есть свое мнение.
Пока все выглядит так, что НБА не может повлиять на намерения игрока, а тот лишь добавляет своим действиям вменяемости, говоря о том, что долгосрочность проекта во многом определит ближайший год.
— Я не собираюсь никому обещать золотые горы. Я лишь могу заверить инвесторов в том, что никуда не убегу с их деньгами. DREAM Fans Share рассчитан на год, по итогам которого я и моя команда сделаем выводы, насколько успешен проект и стоит ли нам продолжать. Мне кажется, лучший способ для фаната поддержать игрока — иметь финансовую заинтересованность, напрямую связанную с его игрой. Если я здорово проведу этот сезон, мои, а соответственно и ваши акции возрастут. Моя игра будет говорить за меня, — подытожил свой бизнес-план разыгрывающий.
То, что криптовалюта станет со временем такой же частью спортивного бизнеса, как банковские переводы, ясно уже сейчас. Другое дело, какое место в этой истории займет Спенсер Динуидди с его начинанием. Будет ли он видеться нам первопроходцем или Леней Голубковым — покажет только время.
- Источник: news.sportbox.ru
- Автор: Антон Шатров
- Опубликовал: Kyama