Ройс Уайт: из НБА в октагон
Ройс Уайт с детства был одаренным спортсменом. Он мог играть на пяти баскетбольных позициях, но его интересы выходили далеко за пределы игры. Он был читателем и мыслителем, ему нравилось использовать свой ум в повседневной жизни. Даже будучи ребенком Уайт часто оставался в школе после уроков, чтобы обсудить что-то с учителями.
В 16 лет будущему спортсмену поставили диагноз "психологическое расстройство". Когда парень прочел его определение, он не просто согласился с этим, но еще и обнаружил симптомы заболевания у своей матери и бабушки.
В 2009-м Уайт поступил в университет Миннесоты, но не играл в баскетбол. Вскоре его отстранили из-за обвинений в краже, в чем он признал себя виновным. Он переехал в штат Айова, где смог найти общий язык со студенческим сообществом. В университете он имел авторитет и неплохо справлялся в баскетбольной команде.
Тренер Айова Стэйт Сайклонс Фред Хойберг сделал все возможное, чтобы Уайт играл в его команде. Но особой преградой стал страх летать. В некоторых случаях команда позволяла ему перемещаться машиной. Будучи одним из лучших игроков университетских команд в стране Уайт в среднем за игру набирал 13,4 очка и делал по 9,3 подбора в сезоне-2011/12. Именно в тот момент Уайт вышел на драфт НБА.
Игрок понимал, что у университета и клубов НБА разное отношение к его психологическому состоянию. Во время серии интервью несколько команд предупредили его, что придется преодолеть страх полетов, поскольку ждать особого отношения к себе ему не придется.
В итоге Уайта на драфте выбрали Хьюстон Рокетс. По словам самого игрока, команда изначально приняла его любезно и обсуждала вопрос того, как помочь преодолеть его беспокойство. Но вскоре этот тон изменился. НБА оповестило клуб о том, что если он предоставит Уайту личный транспорт, это может негативно отразиться.
Уайт не понимал, почему психологические проблемы игрока так сильно отличаются от физических. Почему Ассоциация игроков НБА так много времени и ресурсов уделяет таким вопросам, как например дресс-код игроков перед играми, но не занималась разработкой политики в области психического здоровья. Уайт был уверен, что психические заболевания в Америке - это эпидемия и НБА не уделяла этому должного внимания.
Перед сезоном Уайт потребовал, чтобы ему позволили ездить на автобусе. И если команда откажется за это платить, то он готов тратить собственные деньги. Позже он попросил Рокетс нанять для него врача, который ежедневно следил бы за его психическим состоянием и определял, может ли он сегодня принять участие в матче. Генеральный директор клуба ответил ему письмом на пяти страницах, которое стало достоянием общественности. Среди прочего речь шла о том, что клуб пошел навстречу Уайту в некоторых вопросах, чтобы помочь и готов и дальше помогать в медицинских аспектах, но при этом игрок должен приходить на матчи, тренироваться и делать все остальное, что и другие игроки.
В ноябре того же года Уайт отказался участвовать в играх Рокетс, а затем и от перевода в G-лигу. По этой причине Хьюстон прекратил ему платить. В январе Рокетс сняли бан, когда Уайт согласился выступать за фарм-клуб. Он так никогда и не играл за Рокетс, хоть и набирал в среднем 11,4 очка и делал 5,7 подборов в G-лиге. Уайт отыграл за клуб 16 матчей и по окончании сезона был обменен в Филадельфию на драфт-пики.
После Филадельфии, за которую Уайт также ни разу не сыграл, у него был контракт с Сакраменто, а позже он выступал в Канаде, Европе и в лиге BIG3.
Чем дальше Уайт уходил от НБА, тем откровеннее он говорил о своем психическом расстройстве, и не зря. Игрок смог обратить внимание Лиги на эту проблему.
Комиссионер лиги Адам Сильвер обратился к клубам с требованием обеспечения игроков специалистами по психическому здоровью, а также составления плана действий в случае чрезвычайных ситуаций, связанных с психологическим состоянием.
Но к этому моменту Уайт уже изменил свои спортивные предпочтения. По его словам, ММА привлекали его с самого детства, но местные культурные факторы мешали ему воспринимать этот вид спорта всерьез. Как утверждает спортсмен, выступать в смешанных единоборствах в то время было бы странно, а слово "странно" часто стояло рядом с "неприятности".
Но теперь, спустя какое-то время, ММА стал популярным спортом. В родном городе Уайта Миннеаполисе он давно процветал. Здесь же находился известный тренер Грег Нельсон, возглавляющий Академию боевых искусств Миннесоты, через которую прошли многие известные бойцы.
Уайт как боец практически без подготовки выучил совершенно новые для себя навыки. Он достаточно комфортно чувствует себя в октагоне, не считая защиты от ударов, которая остается недоработанной. Однако, по словам Грега Нельсона, есть плюс в баскетбольном прошлом бойца. Во-первых его тело на несколько лет моложе его фактического возраста, а во-вторых он профессиональный спортсмен, а значит дисциплинирован и понимает, как важны тренировки.
Многие спрашивают его о психологическом состоянии. Если проблемы с психикой не позволили ему реализовать себя в баскетболе, то где же гарантия того, что это получится в ММА. Однако Уайт уверен, что его диагноз не повлияет на борьбу или давление, связанное с соревнованиями. При этом он, как и прежде, предпочитает не летать, но готов сесть в самолет в случае необходимости. Уайта устраивает, что в этом спорте он много времени может проводить один, без тренеров и партнеров по команде, и никто не будет принимать решение за него.
Как боец, Уайт неизбежно сталкивается со сравнением его с Броком Леснаром. Они оба из Миннесоты, оба тяжеловесы, оба выходцы из другого вида спорта. Еще одним похожим бойцом может послужить Грег Харди, бывшая звезда НФЛ, который вынужден был покинуть лигу из-за обвинений в домашнем насилии и перешел в ММА.
Может быть, Уайт уже дебютировал бы в ММА, но он хочет бой с крупным соперником и, в идеале, в UFC. Скорее всего его дебют состоится в конце этого года.
О перспективном бойце знает и президент UFC Дана Уайт, который заинтересован в нем и все еще изучает его.
Ройс много времени провел в раздумьях о своей карьере и о том, стоит ли делать столь резкий поворот, меняя вид спорта. Все это вылилось в написание книги "MMA x NBA: Критика современного спорта в Америке".
"Знаете, у меня было все для того, чтобы не говорить о психическом здоровье. Многие люди, включая моего агента, советовали мне не выносить на публику эту тему, потому что я был в очереди за сотнями миллионов в баскетболе. Но я сказал, что психическое здоровье - это разговор, который нам необходимо заводить. Я живой пример того, что люди с психическим расстройством не только не являются слабыми, они могут быть очень сильными", - говорит Уайт.