Дэррил Доукинс – артист и спортсмен
С приходом в Национальную баскетбольную ассоциацию Билла Расселла в середине 50-х, лига никогда не испытывала недостатка в высоких и мощных атлетах, но такие экземпляры как Дэррил Доукинс на площадках НБА появлялись не часто. В его случае мы имеем дело с гармоничным соединением высокого роста, нечеловеческой мощи, атлетизма и скорости в одном теле.
На площадке Дэррил выглядел и передвигался не как игрок с официальным ростом около 211 см, а как атлетичный «малыш», вроде Винни Джонсона или Тима Хардуэйя. Для Доукинса не составляло никакого труда промчаться в быстром отрыве через всю площадку, взлететь над паркетом и расколошматить щит, исполнив чудовищный по силе слэм данк.
Убитые щиты стали фишкой Доукинса (хотя он уничтожил всего два), который имел много прозвищ, большая часть была связана с его увлечением ставить зубодробительные данки: Шоколадный Гром, Доктор Данк, Кэнди Слэм, Мастер-ломастер… Дэррил данковал так, словно мстил баскетбольным щитам за отсутствие у себя чемпионских перстней… За свои 14 сезонов НБА он трижды был в финале с «Филадельфией», провел несколько игр за «Детройт» в их первом чемпионском сезоне (1988/89), но победы в чемпионате так и не добился.
К сожалению, идеальный атлет так и не стал идеальным баскетболистом. В конце 70-х – начале 80-х в рейтинге 5-х номеров ассоциации он точно входил в первую десятку лучших центров, но примерно на уровне 9-10 номера. В своей родной «Филадельфии», где он состоялся как игрок и провел свои лучшие годы, Дэррил делил игровое время с Колдуэллом Джонсом. Лишь в одном сезоне (1979/80) он проводил на площадке больше 30 минут в среднем за игру. Доукинс ни разу не принял участия в матчах всех звезд НБА (хотя на пару из них он должен был попасть, потому что за него активно голосовали болельщики) и не отметился в сборных «олл стар» по итогам регулярного чемпионата.
Тем ни менее люди его помнят, но не за баскетбольные достижения, а как шоумена. В качестве артиста на баскетбольной площадке Шоколадный Гром действительно выделялся и по праву входил в Топ-10 НБА тех лет, вместе с Джулиусом Ирвингом, Джорджем Гервиным, Мэджиком Джонсоном, Дэвидом Томпсоном...
Почему Доукинс не смог реализовать свои выдающиеся физические возможности, вполне очевидно. Он пришел в лигу «сырым», прямо со школьной скамьи, не пройдя «баскетбольные университеты» в колледже. Из-за этого он долго был скамеечником, став игроком основы только в своем пятом сезоне (1979/80). В самом факте прихода в профессиональную лигу сразу из школы не было ничего страшного, если бы атлетические таланты Доукинса дополнялись его фанатичным отношением к тренировочному процессу. Чтобы стабильно показывать высокий уровень игры, нужно пахать на тренировках, чего Дэррил делать не любил. Его партнеры и тренер Билли Каннингем объясняли это тем, что он так и не смог повзрослеть.
Интересно сравнить подход к игре Доукинса и другого центрового - Мозеса Мэлоуна, который тоже пришел в профессиональный баскетбол из средней школы, на год раньше Дэррила (но не в НБА, а в конкурирующую лигу – АБА). Мозес в свой пятый сезон в профессионалах уже получил приз MVP НБА! Мэлоун с ранней молодости подходил к делу как настоящий профессионал. Используя советскую лексику, можно сказать, что Мозес играл за «трудодни». Ему надо было выполнить свою норму на площадке: 25 очков и 15 подборов. А как он ее выполнит – дело десятое.
Внешние эффекты Мозесу были совершенно не нужны. Он постоянно толкался в толпе у кольца, буквально выцарапывая подборы, которые стали его хлебом (17,6 в сезоне 1979/80!), а забивал Мозес так, что я, просмотрев несколько десятков игр с его участием, даже не могу вспомнить, а делал ли он хоть когда-нибудь данки?! Ютуб все-таки уверяет, что броски сверху в его карьере встречались, но по большому счету Мэлоун набирал очки по принципу: хоть тушкой, хоть чучелом, но я затолкаю этот мячик в корзину! У одного из главных бомбардиров 80-х даже не было коронного приема в атаке, что не помешало ему в течение 11 чемпионатов подряд иметь результативность больше 20 баллов за матч.
А у Доукинса таких сезонов нет ни одного! Его лучший результат – 16,8 очка в среднем в «регулярке» 1983/84. Получив свою порцию аплодисментов за несколько удачных данков, Доукинс был вполне удовлетворен жизнью. Среди баскетбольных артистов было немало тружеников, но Дэррил был просто артист. Его призвание – шоу, а не борьба с соперниками за победу в игре.
О том, что было самым важным для этого баскетболиста, также свидетельствует его экстравагантное поведение, целью которого было привлечение внимания к своей персоне. Дэррил не только выглядел на паркете как Шак до Шака, но и вел себя в жизни как Родман до Родмана. Он одевался в такие костюмы, что невозможно было не обратить на него внимания. Многие его пиджаки кричаще ярких цветов были откровенным посланием всем окружающим: люди, посмотрите на меня! Хотя и без пиджаков монстр Доукинс бросался в глаза любому, кто его видел. Из той же серии были его причуды с глупейшими названиями его данков, с его приколами, что он прибыл с планеты Лавтрон…
Но все-таки неправильно карьеру Доукинса сводить к его артистической деятельности на площадке и вне ее. Ведь были в карьере Дэррила немногочисленные эпизоды, которые характеризуют его с самой лучшей стороны как баскетболиста. Когда он хотел, то он мог играть на высочайшем уровне. И если вы нарветесь на его лучшие матчи, то можете подумать, что этот парень хоть и не ровня Кариму Абдул-Джаббару или Мозесу Мэлоуну, но где-то совсем рядом с ними.
В частности, такая история произошла с Доукинсом в финале НБА-1980. В том году Дэррил провел свою самую удачную «регулярку» в составе «Филадельфии» (14,7 очка и 8,7 подбора за игру), играя на позициях центра и тяжелого форварда, но в плей-офф он стал играть еще лучше, застолбив за собой место второй звезды команды после Джулиуса Ирвинга.
Доктор Данк был хорош в финале Востока против «Бостона» Ларри Берда, но звездным часом Доукинса стала финальная серия. Те, кто смотрел ее, должны помнить, что лидер «76-х» Доктор Джей начал финал не очень удачно. На фоне разбушевавшегося Карима в составе «Лейкерс», Ирвинг выглядел пассивно и мало напоминал лидера своей команды. Но как тогда получилось, что после четырех игр счет был равным? У «Филадельфии» после не очень внятного первого матча, разыгрался Дэррил Доукинс: 25 очков во 2-й игре (победа «76-х»), 21 балл – в третьей (его команда уступила), 25 очков в четвертом победном поединке, 23 - в пятом. Первый и последний матчи серии не удались Доукинсу, но учитывая, что парню было всего 23 года в том финале, болельщики «Филадельфии» вполне могли смотреть в будущее с оптимизмом.
Оптимистический взгляд в будущее команды с Доукинсом в составе сохранялся недолго. Ужасно нестабильная игра этого центрового не способствовала радужным мечтам филадельфийских фанатов. Никакого прогресса в его игре не случилось, а в сезоне 1981/82 Доукинс пропустил много игр из-за травм. В межсезонье-1982 его отдали практически бесплатно в «Нью-Джерси Нетс», чтобы расчистить место в платежке для Мозеса Мэлоуна.
В дальнейшем Доукинс провел еще один неплохой сезон – 1983/84, в котором он установил свой личный рекорд регулярных чемпионатов (16,8 очка за игру). В плей-офф его новая команда в первом раунде встретилась с «Филадельфией», которая без Доукинса стала чемпионом. Ко всеобщему удивлению, «Сети» сокрушили чемпиона 3:2! Дэррил внес свой вклад в фиаско своей бывшей команды, но этот вклад не был таким уж большим. Зато в следующем раунде против «Милуоки» Доукинс рвал и метал, представ в трех играх неудержимым бомбардиром (30 очков в среднем!). Но это был лишь очередной эпизод в карьере Шоколадного Грома, а «Нетс» в той серии уступили «Оленям» в 6 матчах.
В следующем сезоне Дэррил снова травмировался, и вскоре его карьера в НБА фактически завершилась, когда игрок стоял на пороге своего тридцатилетия.
В заключение статьи не могу не вспомнить один эпизод, который обязательно упоминают знатоки древнего баскетбола, когда речь заходит о Дэрриле, Я имею в виду схватку Доукинса и Мориса Лукаса из «Портленда» во время 2 матча финала-1977. В статье «Шоколадный гром» на sports.ru даже утверждается, что этот «эпизод оказался ключевым в серии». «Первопроходцы» летели в финале 0:2, а после боя якобы завелись и в результате победили в следующих четырех встречах…
На самом деле значение этого конфликта с участием Доукинса сильно преувеличено. Шума тогда по этому поводу действительно было много (все-таки это был финал!), но непосредственно на ход серии он никоим образом не повлиял. Драки в баскетболе в 70 – 80-е годы были самым обычным явлением. Они действительно иногда приводили к серьезным последствиям – например, когда Карим в одной из драк повредил себе руку и пропустил много матчей. Здесь не случилось ничего подобного. Доукинс, который начал потасовку, и Лукас, ударивший Дэррила исподтишка по затылку, были изгнаны с площадки во 2 игре, но уже в третьей были в строю.
Как таковой драки между ними не случилось, поскольку Лукаса и Доукинса быстро растащили. Удаленный Доукинс после инцидента разнес раздевалку команды. Почему-то этому факту комментаторы уделяют много внимания. А что здесь необычного? Как бы вы повели себя на его месте, если бы вам врезали по затылку и не дали отомстить обидчику? Наверняка, сломали бы все, что попалось под руку. 20-летний Доукинс так и поступил.
По большому счету здесь обсуждать нечего. И уж тем более это не может быть одним из главных эпизодов в карьере Дэррила. Это оскорбительно по отношению к нему. Если уж никто не вспоминает Доктора Данка в финале НБА-1980 (кроме меня), то надо помнить его за маленькие бенефисы на площадке, которые он устраивал почти в каждом матче – за его мощные данки, по части которых он был одним из лучших игроков в НБА.
- Источник: history-nba.blogspot.com
- Автор: Yuri Yazovskikh
- Опубликовал: J23