Человек из стали
В дискуссиях, касающихся Леброна Джеймса, степени его влияния на игру и масштаба наследия, которое он оставит после себя, часто преобладают экскурсы в историю: переход в «Майами», предательство, сожжение майек, возвращение в отчий дом. Большинство из этих доводов субъективны, и это прекрасно. Иначе какая прелесть в споре, где оперируют исключительно сухими фактами? Эмоциональная окраска необходима. Тем не менее, во время подобных диспутов рано или поздно всплывает аргумент, который сложно представить в отрыве от статистики. Речь не об очках, подборах и количестве чемпионских перстней, а, пожалуй, о важнейшем компоненте, который помогает Джеймсу добиваться всего этого, — здоровье.
Леброн по праву считается феноменом атлетизма не только потому, что при его габаритах и силе он демонстрирует выдающуюся скорость и способен одинаково эффективно противостоять игрокам, превосходящим его в массе, подвижности и маневренности. Леброн совершенно уникален в том, что касается спортивной долговечности. За 13 сезонов ему удалось избежать сколько-нибудь серьёзных повреждений, у него не было рецидивов или хронических травм. По крайней мере, таких, которые бы существенно сказались на его игре. Поэтому когда силишься припомнить историю болезни Джеймса, вместо новостей о серьёзных вывихах, надрывах сухожилий и трещин в костях, натыкаешься на такой очевидный, но так редко задаваемый вопрос: может, Леброн — самый здоровый и малотравматичный игрок в истории НБА?
Сложно предельно точно измерить такое, в сущности, абстрактное понятие, как «самый здоровый», но первое, что подсказывает элементарная логика, нужно опираться на количество сыгранных матчей. За 13 лет Джеймс лишь дважды сыграл в регулярном сезоне менее 70 игр (сезон-2011/12 — 62 матча, сезон-2014/15 — 69). Но если вы считаете, что эти цифры дают ему определённый гандикап, то это совершенно не так. По общей сумме матчей, проведенных за первые 13 лет карьеры, Джеймс занимает лишь 45-е место, пропуская вперёд таких дипломированных травматиков, как Джейсон Терри и Борис Диао.
Первую строчку рейтинга занимает Эй Си Грин, который за период своей карьеры (1986–1998) сыграл в 1064 матчах. При этом главный «железный человек» всея НБА был известен не только как персонаж, который фанатично следил за своим здоровьем и боролся с всевозможными — порой вполне естественными для мужчины — искушениями, но и как великолепный ролевой игрок. Поэтому справедливо предположить, что если вместо матчей суммировать игровое время, то у Леброна, который выходил в старте каждого матча к этому моменту своей карьеры, — больше шансов преуспеть. Это верно лишь отчасти, поскольку даже если изменить правила ранжирования, Леброн все равно оседает на 8-м месте.
Если не получается взять высоту количественно, надо попытаться сделать это качественно. Одним из показателей, которые определяют эффективность игрока, является VORP (Value Over Replacement Player). Если дословно, — показатель, который учитывает эффективность/ценность игрока (его ±) относительно игрока замены. Для начала выводится средний показатель полезности игроков замены команды, а затем сравнивают с показателем эффективности баскетболиста этой же команды, который нас интересует (в данном случае, Леброн Джеймс). Расчёт показателя учитывает эффективность и количество минут, проведенных баскетболистом на площадке.
Фактически такая методика позволяет определить, сколько побед приходится на одного отдельно взятого игрока. VORP рассчитывается чаще всего по сезонам, но ничего не мешает суммировать их и вывести карьерный показатель. До недавнего времени лучший показатель VORP за карьеру был у Майкла Джордана, но полтора года назад Леброн сместил его с насиженного места. Если соотнести показатель VORP к количеству сезонов Джеймса (13) и сравнить их с теми же показателями (на протяжении того же количества сезонов) игроков из Топ-30 с наибольшим количеством сыгранных матчей, то вывод будет предсказуемым.
Несмотря на меньшее количество матчей и даже сыгранных минут, Джеймс в разы эффективнее, несмотря на то, что в лидирующей группе, кроме Эй Си Грина и Кевина Уиллиса, представлена элита НБА — Карл Мэлоун, Джон Стоктон, Гэри Пэйтон и Карим Абдул-Джаббар. Если посмотреть на VORP статистику Джеймса на протяжении его карьеры, то первые три года (19, 20, 21 год) он является абсолютным лидером по этому показателю в истории, а на протяжении оставшегося отрезка лишь однажды выпадал из Топ-10 — в сезон, когда ему стукнуло 30 лет.
VORP — плавающая статистическая единица, замешанная на минутах и эффективности. Если ты играешь хуже или меньше, то она немедленно страдает. Поэтому постоянное нахождение Джеймса в Топ-10 по этому показателю на протяжении декады — это уже неплохая заявка на звание главного «железного человека» в НБА. Отдать это звание ему прямо сейчас было бы неправильно, поскольку у того же Джона Стоктона и Карла Мэлоуна VORP показатель подкреплен солидным количеством матчей. Но оба этих титана давно завязали с баскетболом, в то время, как Джеймс уверенно идёт по очень солидному графику. И если он сумеет сохранить необходимый ритм, то под конец карьеры прибавит к своим многочисленным регалиям звание самого неубиваемого и эффективного игрока в истории НБА.
- Источник: news.sportbox.ru
- Автор: Антон Шатров
- Опубликовал: Kyama