Новый старый игрок: чего ждать от Puma в мире баскетбольной обуви
Возвращение блудной Puma в баскетбол – одна из самых громких и знаковых новостей этого межсезонья НБА. Слухи о втором пришествии поползли еще до церемонии драфта – в частности, в прессу просочилась информация о серьезной заинтересованности немцев в сотрудничестве с Трэем Янгом, одним из самых громких персонажей этого драфт-класса. Янг в итоге оказался под крылом у Adidas, в то время как Puma продолжила охотиться на топовых новичков, и, как результат, получила новых партнеров в лице Эйтона, Бэгли, Портера и Заира Смита.
Помимо анонсирования подписания молодых проспектов, немцы официально подтвердили слухи о том, что не нуждающийся в представлении Jay-Z в скором времени будет назначен креативным директором баскетбольного отдела компании. Роль знаменитого репера в делах бренда будет сводиться к генерированию определенного креативного вклада в дизайн/имидж сникерсов – Puma подчеркивает, что он не будет принимать участия в рекрутировании игроков для подписания спонсорских контрактов. Хотя, очевидно, что этого всего лишь формально-показная позиция компании, не имеющая никакого отношения к реальности – в то, что Jay-Z будет получать огромные чеки за разукрашивание обувных раскрасок, вряд ли верит хоть один Лавар Болл.
Однако главное, что стоит знать и понимать в истории с возвращением Puma на баскетбольный рынок – это то, что бренд решил сделать это именно в тот момент, когда продажи баскетбольной обуви вот уже несколько лет неутешительно падают, и именно поэтому это возвращение стало таким громким и публичным. Сама Puma не придает этому особого значения, рассчитывая на легендарность и богатую историю компании в обувном бизнесе.
«Наша история дает нам огромное преимущество над многими нашими конкурентами,» – слова Адама Петрика, генерального директора отдела маркетинга Puma.
До того, как Джордан подписался с Nike, до того, как Айверсон выпустил свою первую пару Reebok, именно Уолт «Клайд» Фрейзер был первым игроком с именной обувной моделью (1973), которая получила название PUMA Clyde. На прошлой неделе, на фоне своего возвращения, бренд официально увековечил Фрейзера в своей истории, выписав ему пожизненный контракт.
«Первое, что сказал Jay-Z – это то, что он хочет сфокусироваться на чествовании наших великих спортсменов в лице Клайда Фрейзера и олимпийца Томми Смита,» – рассказывает Петрик.
Справедливости ради, стоит отметить, что Jay-Z– далеко не единственная медиа-персона, которую Puma за последние годы привлекла в свой стан для увеличения своей популярности. Небезызвестная Rihanna несколько лет назад стала генеральным амбассадором бренда, отвечая за женскую спортивную одежду – ее коллекция Fenty стала одной из самых популярных в своем сегменте за последние 10 лет. Помимо Рианны, Puma также заключила соглашения с Селеной Гомез, Мик Миллом, Уикендом, Биг Шоном и Кайли Дженнер.
Однако подъем бренда не был таким резким и уверенным, как предполагалось, во многом из-за сумасшедшего роста конкурента в лице Adidas, сотрудничающих с Канье Уэстом и Фареллом Уильямсом. Трехполосный бренд делал акцент не на баскетбольную составляющую, а на креативный дизайн и культурную составляющую – и это принесло свои плоды и в баскетбольном отделе.
Puma тоже развивается как лайфстайл-бренд, опирающийся на модную молодежь, но это не дает серьезного роста – поэтому компания и решила провести эту встряску, с грохотом ворвавшись в баскетбол.
Внимание СМИ, перспективный ростер из молодых звезд – это все, конечно, хорошо, но главная составляющая успеха любой компании – это, разумеется, продукт. Теперь о нем. Puma стартует в этом направлении 1 октября, когда в свет выйдут новенькие Clyde Court Disrupt.
Дизайн модели во многом напоминает классические Puma Clyde, при этом синтезируя в себе симпатично связанный язычок, фирменную немецкую полоску и резиновую полупрозрачную подошву. Подчеркнуто-яркая расцветка кроссовок (красный-оранжевый-желтый) – не что иное, как маркетинговая стратегия Jay-Z.
«Jay-Z хотел, чтобы эти сникерсы выглядели разрушительно-вызывающе. Чтобы люди о них говорили,» – рассказывает Райан Кросс, генеральный менеджер Puma basketball. «Когда кроссовки были готовы, он вошел в комнату, произнес только одну вещь «Да, это они», и вышел. Так и задумывалось: сникерсы, которые слепят тебя по телевизору, на улице, в интернете».
Игрок «Сан-Антонио Сперс» Руди Гей предстал в ряды компании во время официального ланча в Бруклине, где подписал контракт, и впоследствии тоже серьезно повлиял на дизайн модели.
«Руди плотно работал с нами за кулисами,» – утверждает Кросс. «Он помогал нам и был тем человеком, который оценивал, насколько хороши кроссовки в деле. Мы хотели сникерсы, которые бы идеально подходили людям как для зала, так и для площадки во дворе дома. В этом ключ. Мы были нацелены на то, чтобы сделать пару обуви, которую каждый сможет носить прямо сейчас, где угодно и когда угодно».
Если говорить о роли Эйтона и Бэгли, их решения были приняты на энтузиазме – они хотели сделать что-нибудь новое и интересное и стать лицами нового бренда, вместо того, чтобы играть скучную роль в компании вроде Nike.
Баскетбольный бизнес изменился – теперь проспекты хотят больше полагаться на себя. В прошлом году семья Боллов запустила свой собственный бренд, и их набег на рынок породил в головах молодых спортсменов идею независимости. Слова Марвина Бэгли для Bleacher Report:
«Я помню, как Лонзо и Лавар впервые заявили миру о своем желании создать свою империю: сначала вышла модель Лонзо, потом Ламело, и все в основном только и делали, что закидывали их камнями. Но я искренне чувствовал что-то вроде уважения к ним за это, поскольку они делали что-то другое, не то, что привыкли делать остальные. Мне кажется «быть другим» – это напрямую относится ко мне, это мой мотор. У меня есть видение себя, и я просто стараюсь ему следовать, прикладывая максимум усилий».
К слову, по слухам, этим летом Бэгли подписал самый крупный обувной контракт (среди новичков) со времен прихода в лигу Кевина Дюранта. Возможно, дело тут не только в убеждениях новичка «Кингз».
Итак, у Puma есть звезды, есть продукт и есть своя маркетинговая политика. Следующий для них шаг – непосредственно, продажа кроссовок. Анонс новой модели получился довольно громким и быстро разлетелся по интернету, но буквально через пару дней пиар-кампания Clyde Disrupt угасла. Очевидно, у бренда не получится сходу залететь на вершину олимпа – перед ним слишком много неясностей, на которые нужно ответить в ближайшие 2-3 года. Кто будет следующим ярким амбассадором Puma (уровнем хотя бы повыше Гея и Розира, при всем уважении)? Будут ли Эйтон и Бэгли достаточно убедительны на и вне площадки для привлечения аудитории? Puma за время своего существования уже сделала больше, чем нужно, чтобы навсегда остаться в истории развития баскетбольной обуви, но ей предстоит очень долгий и тернистый путь, чтобы переродиться и составить реальную конкуренцию Nike и Adidas. Как ни парадоксально, легендарный бренд еще только в начале своего пути.
- Источник: allbasketball.org, si.com
- Автор: JARREL HARRIS
- Перевод: Матвей Аксенов
- Опубликовал: matvey42okc