Кевин Гарнетт, Кобе Брайант и еще 13 главных шизофреников НБА
Дэрил Мори
Команда: «Бостон» (2004-2007), «Хьюстон» (2007 – по настоящее время)
Диагноз: мшелоимство, ониомания
История болезни: Лига изменилась: вышедшая в 2003-м книга «Манибол» породила новую тенденцию – места генеральных менеджеров все чаще стали занимать не бывшие игроки, а представители совершенно иных областей. Мори – идеальный пример. Обладатель диплома по информатике и MBA Массачусетского технологического института ворвался в лигу на новой волне, пленив всех своей расчетливостью, отсутствием рисков и известной таинственностью статистических выкладок. Мори не просто стал тогда одним из самых уважаемых руководителей лиги. Его не стеснялись называть гением, олицетворением бестселлера.
К 2011-му Мори потерял сразу двух франчайзов и великого тренера, и необходимость перестройки сильно на нем отразилась: оказалось, что у этой заостренности на минимализацию рисков, статистические выкладки и продвинутые технологии есть обратная сторона – полная безэмоциональность. «Цифровой мальчик, который не разбирается в баскетболе, но думает, что ему известно все», как его когда-то отрекомендовал Джефф Ван Ганди, поставил себе цель – заполучить нового лидера, вокруг которого можно было бы строить команду. Он пошел к ней так, что даже работники космического центра имени Линдона Джонсона ощутили сотрясания ко всему привыкшей техасской земли.
Через год в «Рокетс» из всего состава остались лишь два игрока (оба были выбраны на драфте-2011), и появилась искомая звезда. Кто-то мог переживать из-за ухода Лоури, желать всего хорошего Кевину Мартину, всплакнуть по Луису Сколе, но это точно был не Мори. Он лучше всех продемонстрировал, что такое кардинальная перезагрузка.
Лучшее проявление: лето 2012
Дональд Стерлинг
Команда: «Клипперс» (с 1981 по настоящее время)
Диагноз: эксцентричность на грани аномалии
История болезни: Дональд Стерлинг – одиозный бизнесмен, имя которого ассоциируется со скандалами и вне баскетбольной площадки. Даже те, кто не верит в бога, высшие силы, эзотеризм, жидомасонские заговоры, конспирологические теории, не могут отрицать, что главная причина, по которой «Клипперс» за время правления короля Дональда считанные разы оказывались в плей-офф, его плохая карма.
Наличие Элджина Бэйлора в качестве генерального менеджера Стерлинга не удовлетворило: он не скрывал, что частенько при принятии решений, связанных с подбором игроков, обращался к Александре Кастро, которую в открытую называл «проституткой». Как потом рассказывал на суде Бэйлор, Кастро и ее коллег Стерлинг после матча приводил в раздевалку и показывал «красивые черные тела». Недоброжелатели Винни Дель Негро продолжают считать, что тренер продолжает стоять во главе команды исключительно потому, что мечта Стерлинга – команда «с бедными черными парнями с юга и белым тренером». Причем при этом еще и «бедным черным парням» лучше не платить.
Лучшее проявление: освистывал игрока собственной команды (пусть даже это и был Бэрон Дэвис)
Кеньон Мартин
Команда: «Нью-Джерси» (2000-2004), «Денвер» (2004-2011)
Диагноз: склонность к насилию, усугубленная плохим чувством юмора
История болезни: Вообще, то, что с Мартином шутить нельзя, было понятно уже давно: еще во времена «Нетс» Кеньон умудрился едва не подраться с Алонзо Моурнингом после того, как издевался над его болезнью. Дальше были множественные стычки, разговор по душам с Тимом Томасом, не менее душевный разговор с «маленьким толстым за**отом» и по совместительству болельщиком «Наггетс», открытая конфронтация с Джорджем Карлом ну и, конечно, легендарная история с Марком Кьюбаном.
Короче, не понятно только одно: как после всего этого Джей Ар Смит додумался засыпать «Рэйндж Ровер» Мартина попкорном и почему не попал в этот список?
Лучшее проявление: издевался над Алонзо Моурнингом
Крис Каман
Команды: «Клипперс» (2003-2011), «Новый Орлеан» (2011-12)
Диагноз: ктиномания
История болезни: Как пошутил когда-то сам Каман, «я всегда чувствовал себя в НБА иностранцем». Раньше его видели через призму выступления за сборную Германии, синдрома дефицита внимания и гиперактивности и прогресса в «Клипперс». Потом Каман переехал в «Новый Орлеан», ему стало грустно, и он уже не скрывал своей главной страсти и начал поднимать себе настроение, как мог. Убитые рыси, огромные ружья и Каман на этом солидном фоне посыпались из Твиттера как из хэллоуинского мешка. Уезжал из Нового Орлеана Каман так: пострелял вдосталь и отправился в Даллас.
Лучшее проявление: любит фотографироваться с убитыми животными
Айвен Джонсон
Команда: «Атланта» (2011 – по настоящее время)
Диагноз: неконтролируемый гнев и маниакальная страсть к демонстрации среднего пальца
История болезни: Диагноз Джонсону поставили еще в университете (сейчас уже без шуток): местный тренер испугался за свою жизнь и отменил спортивную стипендию Вани. Уже тогда он пробил стенку кулаком в расстроенных чувствах, плевался на болельщиков и признавал лишь одного авторитета – маму. Собственно, из-за этого все и началось: путь в лигу для Джонсона затянулся почти на восемь лет и начался лишь в прошлом году с феноменальных подвигов в летней лиге. Между этими событиями Айвен успел показать средний палец судье и получить пожизненную дисквалификацию в чемпионате Кореи, обозвать Гарнетта «грязным игроком», отбыть дисквалификацию в «Атланте» за поведение, наносящее ущерб репутации команды, и показать средний палец болельщику «Бостона».
Лучшее проявление: пробил стенку кулаком
Мэтт Барнс
Команды: много
Диагноз: склонность к насилию
История болезни: Мэтт Барнс – самый выдающийся баскетболист в НБА. Самый выдающийся, потому что является игроком НБА, не являясь при этом баскетболистом.
Барнс практикует смешанные единоборства, а иногда еще и играет в баскетбол. Наличие в арсенале единоборств приводит к парадоксальным результатам: Мэтт совершенно не стесняется предельно жестко играть с главными звездами лиги, не лезет за словом в карман, а иногда даже переходит грани, искусственно созданные цивилизованным обществом. За спиной у Барнса неплохая история потасовок, хороший список клубов, нестабильные отношения с самыми разными игроками лиги ну и красавица-жена. Которой Барнс тоже врезал.
Лучшее проявление: подрался с помощником тренера во время матча летней лиги
Спайк Ли
Команды: «Нью-Йорк»
Диагноз: фанатизм
История болезни: Спайк Ли – это главное, что может примирить «Никс» с их незавидным существованием. При этом Ли, конечно, не просто болельщик клуба, он настоящий фанат, а значит, какой-то адекватности от него ждать не приходится. Так что, когда Спайк говорил о том, что Лэрри Берд самый переоцениваемый игрок в истории лиги, потому что он белый, зря это восприняли всерьез.
Звездным часом Ли стала конфронтация с Реджи Миллером. Лидер «иноходцев» ответил на критику главного болельщика «Никс» бомбардирскими подвигами, жестом, который стал легендарным, и навсегда засевшей ненавистью к Большому Яблоку. После этого Спайк решил вести себя потише и дружить с лидерами соперников: только вот не помогает – что ЛеБрон, что Кобе всегда пытались подтвердить свои чувства к режиссеру выдающейся игрой. Спайк молчит и выражает себя лишь в экстраординарных нарядах: даже он понимает, что фанатизм – опасная штука.
Лучшее проявление: «The Choke» Реджи Миллера
Марк Кьюбан
Команда: «Даллас» (c 2000-го)
Диагноз: фанатизм, мания критиковать
История болезни: Марк Кьюбан – это целое явление, которое вряд ли можно свести к чему-то одному. Кьюбан – не просто владелец «Мавс», он, прежде всего, главный болельщик команды. Первые 10 лет своего управление клубом Кьюбан получал удовольствие главным образом от своей близости к команде, от возможности попрыгать рядом со скамейкой, напутствовать игроков, выбежать на площадку. Где-то там бегали Нэш и Новицки, Финли и Терри, но в центре всегда был Кьюбан и его бесконечные разборки со всеми подряд. С судьями, с Финли, перебравшимся в «Сан-Антонио», с судьями, с Боуэном, с судьями, с Уэйдом, с судьями, со Стерном ну и так далее. Кьюбан вообще вывел лигу на новый уровень – например, он открыто ненавидит «Лейкерс» и «Сперс» и не стесняется об этом говорить. Но в какой-то момент все это поднадоело, и Кьюбан понял, что его не знающая пределов любовь лишь мешает команде. В чемпионский сезон он развил привычку оставаться в тени. В относительной, конечно: теперь Кьюбан просто не лезет напролом, он ведет себя очень тонко, подтрунивая над комиссионером, арбитрами и неудачниками из Лос-Анджелеса из-за кустов.
Лучшее проявление: назвал Кеньона Мартина «подонком» в присутствии его матери
Стивен Джексон
Команда: «Индиана», «Голден Стэйт»
Диагноз: мания величия, неумение контролировать гнев
История болезни: Стивен Джексон давно превратился в добропорядочного члена баскетбольной семьи и заставляет вспоминать о себе исключительно в героических деяниях – благотворительности, трогательных отношениях с Мэттом Барнсом и его матерью, изучении Библии, сочинении песен сомнительного содержания. Но даже он пробуждается при упоминании “nasty», вспоминая, что когда-то его действительно так звали. Несколько арестов, драка с болельщиками в Оберн-Хиллс, перестрелка в Индианаполисе (кэптн Джек начал палить первым) могут быть давно забыты, лишь технические замечания продолжают напоминать, кем когда-то было Стивен Джексон.
Лучшее проявление: перестрелка в Индианаполисе
Дэн Гилберт
Команда: «Кливленд» (с 2005)
Диагноз: фанатизм
История болезни: «Решение» несколько помутило разум Дэна Гилберта, и он взял пример с Марка Кьюбана и повел болельщиков «Кливленда» на борьбу за майками ЛеБона Джеймса. Противник был уничтожен. Пленных не брали.
Лучшее проявление: письмо болельщикам
Рашид Уоллес
Команда: «Портленд», «Атланта», «Детройт»
Диагноз: патологическая ненависть к судьям
История болезни: Рашид Уоллес показывал свою неординарность, умудрившись выделиться даже на фоне «джейлБлейзерс»: хулиган не нашел ничего лучше, как бросить полотенце в лицо Арвидасу Сабонису. История замалчивает подробности: то ли Сабас тогда уже был не в том возрасте, чтобы практиковать кулачные номера молодости, то ли ситуация была неуместной – но Уоллес ушел безнаказанно (дисквалификацию вряд ли стоит принимать в расчет) и с тех пор уже не боялся никого.
Очень скоро Уоллес вышел на чистое первое место по количеству технических замечаний в истории лиги, установив вечный рекорд – 41 фол за 80 матчей в сезоне-2000/01. Рашиду ничего не нравилось, людей в сером он считал своими главными врагами и не стеснялся говорить им это при любом удобном случае. Уоллес даже получил самую длинную дисквалификацию в истории лиги за проступок, лишенный применения насилия – после того как бегал по арене за Тимом Донахи и угрожал ему страшными карами. На этом фоне все остальные его эпические беседы с арбитрами, удаления, дисквалификации и штрафы выглядят просто невинно: Шиди никогда не сдерживал себя. Это в жизни он мог мямлить что-то неясное про «тяжелые игры» и прочее: на площадке его красноречию бы позавидовали Цицерон и Маршалл Мэзерс.
Лучшее проявление: перекричал зал ради разговора с судьями
Рон Артест
Команда: «Индиана», «Сакраменто», «Хьюстон», «Лейкерс»
Диагноз: проблемы с управлением гневом, зашкаливающая экстравагантность
История болезни: Рон Артест – человек с настолько тяжелой судьбой, что, что бы он ни делал, это все становится какой-то гротескной историей: его спросят про выезды, он вам расскажет про любовь к тараканам, выиграет перстень – поблагодарит психиатра, а потом перстень продаст, купит жене «Мерседес» – сломает себе спину, сменит имя – попытается спасти мир, полезет на трибуну бить одного болельщика – врежет другому. В общем, понятно. Артест – удивительный неординарный человек, который прошел через очень многое и стал таким, какой он есть. Но в большинстве на это закрывают глаза и пытаются видеть в нем не преуспевшего эпигона Денниса Родмана, а все его драматичные истории – про убийство на баскетбольной площадке, про «Хеннесси» в раздевалке, про тараканов, наконец, представляются исключительно с юмористической точки зрения. Самого Артеста, впрочем, такой ракурс вполне устраивает.
Лучшее проявление: продал чемпионский перстень
Делонте Уэст
Команды: «Бостон», «Сиэтл», «Кливленд», «Даллас»
Диагноз: биполярное расстройство
История болезни: Проблемы Делонте Уэста серьезны и не имеют ничего общего с теми фантазиями, о которых говорится в этом посте. Из-за депрессии защитник даже надумывал завершить карьеру, но потом повстречал маму ЛеБрона Джеймса и передумал. При всем при этом экстравагантность Уэста чаще всего лишь опосредовано связана с его медицинскими показателями. Понятно, что сам он какие-то свои подвиги – поездку на мотоцикле с парой пистолетов и драку с Воном Уэйфером (поступок, кстати, совершенно нормальный – любой хотел бы вломить Уэйферу) – объясняет тем, что забыл принять таблетки. Но музыкальный альбом, отстранения за неподобающее поведение, отсутствие денег во время локаута и воображаемый пух в ухе Гордона Хэйворда – это уже он сам.
Лучшее проявление: пытался вытащить пух из уха Гордона Хэйворда
Кобе Брайант
Команда: «Лейкерс»
Диагноз: эгоманьяк, социопат
История болезни:
«Кобе добился большой славы, он оставил свой след в баскетболе – с этим не поспоришь. Его отношение к работе, к тренировкам – все это впечатляет. Парень умеет играть в баскетбол, он доказывал это на протяжении всей своей карьеры. Тут сложно возразить. Но что касается его личности… Мне не нравится этот человек, эта мелкая личность. Его отношение к другим людям – это недопустимо. Не терплю эту сторону Кобе Брайанта.
Баскетбол – командный вид спорта. Это не теннис, не гольф. Если вы являетесь лидером, вожаком коллектива, то должны делать так, чтобы вашим партнерам было комфортно. Кобе никогда этого не делал.
Я заслужил свое место в составе, пахал для этого на тренировках, боролся с конкурентами. В середине дебютного сезона попытался заговорить с Брайантом, ну, вы понимаете, он мой партнер, я вижу его каждый день – хотел поболтать о футболе. Но он заявил, что не будет со мной общаться. Я пока еще не заслужил этого. Еще рано. Он был абсолютно серьезен.
Во время выездов Кобе сопровождают телохранители. Он общается только с ними. Во время перелетов он в одиночестве сидит в хвосте самолета.
Знаете, почему я покинул «Лейкерс» после второго сезона? Я не хотел пресмыкаться перед Кобе, не хотел целовать ему задницу. По правде говоря, в конце чемпионата я перестал пасовать ему. Старался игнорировать его».
Слова Смуша Паркера подтвердили многие люди, и не верить им не имеет смысла: это и так видно со стороны и нисколько не принижает величия Кобе Брайанта, суперзвезды, одержимой баскетболом.
Лучшее проявление: набросился с оголтелой критикой на канувшего в небытие Смуша Паркера, с которым играл в течение двух сезонов пять лет назад
Кевин Гарнетт
Команда: «Миннесота», «Бостон»
Диагноз: «грязный игрок» болезненная одержимость результатом
История болезни: Про Гарнетта тут очень круто рассказывал Брайан Скалабрини – как они несколько часов проговорили про максимальные цели в баскетболе, про абсолютное самопожертвование и стремление преодолеть все преграды. Гарнетт говорит на площадке столько, что соперники хотят его уничтожить. Играет грязновато, осложняя жизнь противникам всеми возможными способами и порой переходя через невидимую грань (трусов). Подавляет не только своими уникальными данными, работой, умениями, но и богатым арсеналом самых разных приемов, которые помогают вывести оппонентов из себя или даже испугаться. Он не называет новичков по именам и получает от них благодарности за то, что вообще общается с ними. Не протягивает руку одному из когда-то (до перехода в другую команду) близких людей. Будучи игроком, больше всех заработавшим за карьеру, набрасывается на владельцев за столом переговоров. Постоянно барражирует на грани перепалки и схватки – иногда даже в товарищеских матчах.
Гарнетт уникален: наверное, никогда еще не было в лиге человека, который настолько показательно хотел бы побеждать, так сжигал бы себя, чтобы достичь вершины. Не любят его только те, кому приходится выдерживать на себе этот никогда не затихающий поток ругательств и выброшенных острых локтей. Для остальных все чудачества КейДжи – еще одна невероятная грань баскетбола, прекрасная хотя бы своей странностью.
Лучшее проявление: довел до слез Глена Дэвиса
Автор: Кирилл Свиридов