Аризонская синусоида. Часть 4-я.
Аризонская синусоида. Часть 3-я.
Но для начала «Финикс» обзавёлся новым генеральным. Выбор Сарвера пал на Стива Керра – да-да, того самого, который несколько лет назад помог ему совершить сделку с покупкой команды. Керру, кажется, уже надоело озвучивать комментаторов в серии компьютерных игр NBALive – и он с энтузиазмом принял приглашение. Правда, и от озвучивания не отказался, совместив его с работой в клубном офисе. Также из заметных событий межсезонья стоит отметить подписание Гранта Хилла, за которого сразу же взялись клубные доктора, и обмен Кёрта Томаса и двух выборов на драфте в тогда ещё «Сиэтл». Обмен этот интересен тем, что под одним из номеров «Сиэтл» следующим летом забрал Ибаку.
Регулярка была примечательна тем, что она стала первой при Д`Антони (не считая той, когда он сменил по ходу сезона Джонсона), когда команда испытывала проблемы, и немалые – перечисленные выше недостатки стали проявлять себя, не дожидаясь плэй-офф. К тому же сразу же после начала сезона захандрил Мэрион. Где-то к Новому году он окончательно разругался с руководством, и стало ясно, что трэйд неизбежен. Он и произошёл – 6-о февраля Матрица в компании с Бэнксом отправился в «Майами» в обмен на О`Нила (Шакила, конечно же). Обмен был очень громким, потому что всё, что было связано с Дизелем, было обречено стать очень громким!
Тот обмен, как и всю работу Керра в «Санз», оценивают по-разному. Но положительно – очень мало кто. В основном – или негативно, или, по меньшей мере – неоднозначно. Ладно бы, с приездом Шака работы прибавилось у медиков – не зря в НБА ходят шутки-слухи-легенды, что они используют в работе элементы магии вуду – и могут отправить играть на паркет мертвеца. Вся игровая философия Майка летела коту под хвост – команда потеряла мастера на все руки Мэриона, являвшегося одним из системообразущих игроков. Общекомандная скорость упала на порядок, 3-очковых «Санз» тоже стали выбрасывать меньше (хотя и входили в первую пятёрку по этому показателю). В общем, «Финикс» начал играть во что-то непонятное – пытаясь совместить элементы run`n`gun со ставшим уже, мягко говоря, не очень быстрым и резким, к тому же игравшим с лишним весом О`Нилом.
Шак приехал!!!Может быть, мне просто кажется, но улыбка на лице Д`Антони смотрится несколько натянутой («как я его заткну в свой run`n`gun?!»); слева – тот самый любитель компьютерных игр и по совместительству – генеральный менеджер команды НБА Стив Керр.
Вновь – высказывание Нэша: «В 2008 у нас появился Шак, и играть стало немного проще – в некоторые моменты можно было просто отдавать ему мяч под кольцо, но в то же время мы до самой первой игры плэй-офф не понимали, кто мы и как нам теперь играть после того обмена».
Но в маркетинговом отношении (а, видимо, эту цель и преследовал Сарвер) ход оправдал себя на 100% - и без того немалая популярность клуба резко подскочила вверх. А вместе с ней – и объёмы продаж клубной атрибутики.
В регулярке «Санз» заняли лишь 6-е место на Западе. И вылетели в первом же раунде плэй-офф. Кто оказался их обидчиками? Угадайте. С одного раза. Та серия со «Шпорами» тоже не обошлась без драматизма (к счастью – без разбитых носов, потасовок и грязных силовых приёмов). Он был чисто игровым и сконцентрировался в первой игре. За 15 секунд до конца 4-й четверти «Санз» вели 93:90 – и Финли сравнял счёт, забросив 3-очковый. В ответной атаке свой бросок Барбоза промазал. За три секунды до конца первого овертайма «Санз» вновь вели 3 очка – и вновь «Шпоры» 3-очковым сравняли счёт. Это неудивительно; удивительно, кто это сделал – ни кто иной, как Данкан! За оставшееся время «Финикс» успел провести атаку – и на этот раз уже Дьо не забил. За 15 секунд до конца 2-о овертайма уже Нэш забивает 3-очковый – и делает счёт равным. За секунду до конца Жинобили отправляет в кольцо, как оказалось, победный мяч. Бросок Нэша со своей половины был жестом отчаяния…
В оставшихся матчах серии «Финикс» уже не выглядел столь боевитым и отдал её – 1:4. Снова – слово Нэшу: «Да, возможно, мы бы добились чего-нибудь значительного, выиграй мы ту первую игру с «Сан-Антонио». У нас были возможности сделать это, и мы бросали на победу в первом овертайме, но не попали. Шанс был и в основное время. И это дальнее попадание Тима… Невероятно».
Летом Д`Антони попрощался с «Финиксом» и отправился искать счастья в «Нью-Йорк». Какие воспоминания остались у меня от времён его тренерства в «Санз»? Сразу даже и не скажешь…Не негативные, конечно, - как-то нечестно, да и просто – неблагодарно испытывать негатив по отношению к человеку, при котором команда дарила своим (и не только) болельщикам такие яркие эмоции, превратившись в главных романтиков НБА – и при этом, как-никак, ходила в числе основных претендентов на чемпионство. Но с определённого момента наступило чувство…разочарования. Как если бы ты был маленьким мальчиком, тебе обещали завтра подарить игрушку, о которой ты давно мечтал, назавтра сказали бы, что подарят её на следующий день – и так далее, пока до тебя не дошло бы, что ты её так и не получишь…Наверное, со всеми недостатками тренерской системы Майка вкупе команда достигла своего потолка – и прыгнуть выше была уже не в состоянии. Тренер и клуб дали друг другу всё, что могли – каждый следующий год стал бы Годом Сурка: «Финикс» хорошо выглядел бы в регулярке, доходил бы до 2-3-о раунда плэй-офф – и встретившись там со «Шпорами», вылетал бы. Впрочем, как показал последний сезон, его система уже стала давать очень ощутимые сбои, и дальше было бы только хуже. Собственно, уже и начальной системы толком не было – и не могло быть, учитывая перемены в составе. Спустя какое-то время Мэрион и вовсе выразился в том духе, что, мол, это именно игроки сделали Майка тем, кем он стал. Не знаю, конечно, опять же – Шону виднее. Но я бы сказал, что это был почти идеальный случай (и он стал бы совсем идеальным, выиграй «Санз» хоть раз перстни) гармонии между тренером и командой – когда его замыслы находят такой отклик в игроках и настолько органично соответствуют их духу и игровым возможностям. Так или иначе, Д`Антони ушёл – и надо было начинать новую жизнь…
Конец эры run`n`gun в «Финиксе»…
Новым тренером был назначен Терри Портер (который сейчас помогает Адельману в «Миннесоте»).Конечно, задним числом говорить легче всего, но этот выбор сразу же выглядел странновато. Весь опыт Портера в качестве главного тренера ограничивался двумя сезонами в «Милуоки», и если после первого он вошёл в группу «подающих надежды», то второй на этих надеждах поставил крест. Потом он успел побыть безработным, поработать помощником Сондерса в «Детройте» и, наконец, присоединился к «Санз». Повторюсь: даже Д`Антони, знающий эту команду, как свои пять пальцев, в последнем сезоне, кажется, не очень-то понимал, что же с ней делать. Портер, оказавшись в «Финиксе», когда тот переживал своеобразный «переходный период», тоже этого, видимо, так и не уразумел; хуже того – он попытался привить «Финиксу» модель игры, ориентированную на строгую оборону. Неудивительно, что буквально с первых же дней работы у Терри не сложились отношения с игроками – за те сезоны, когда командой руководил Д`Антони, она вообще успела забыть такое слово, как «защита». И дальше всё становилось только хуже…
Барбоза: «Что? Что-что? Коуч, я тебя не понимаю – мы, кажется, разговариваем на разных языках…»
Всё это привело к тому, что после 51-й игры Портера попросили, и его заменил его же помощник – Элвин Джентри. Команду продолжало лихорадить – и она продолжала терять членов той великолепной компании, которой была. В декабре Белл, Дьо и Синглтери были обменяны в «Шарлотт» на Джейсона Ричардсона и Дадли. Итогом всех этих пертурбаций стало непопадание команды в плей-офф – несмотря на соотношение побед и поражений 46-36. И несмотря на последний в карьере классный сезон Шака.
Но, как оказалось, Джентри не просто доигрывал тот сезон – он успел оздоровить микроклимат в команде, наладить отношения с игроками и наконец-то привнести в игру «Финикса» внятные и понятные нотки. Уже без Дизеля, обменянного летом в «Кливленд». Он вернул «Санз» ставшую такой естественной для них за последние годы игру с упором на атаку (от которой их пытался отучить Портер) – и «Финикс» вновь заиграл яркими красками, хотя и не настолько, как при Д`Антони.
Уверенно выйдя в плэй-офф и разобравшись в 1-м раунде с «Портлендом», «Санз» встретились лицом к лицу со своими главными обидчиками из «Сан-Антонио». Но теперь во главе «Финикса» стоял не романтик Майк, а гораздо более трезво и рационально смотрящий на вещи Элвин – и «Шпоры» были вынесены в одну калитку – 0:4. Этому сильно поспособствовало то, что у «Санз» впервые за долгие годы была классная скамейка в лице Драгича (который в заключительной четверти 3-й игры набрал 23 очка), Барбозы, Дадли и Фрая, которую Джентри использовал на полную катушку. В общем, вспомнилась сцена избиения Балаганова в эпизоде с ограблением Корейко из «Золотого телёнка»: «Что же вы меня бьете? – надрывался Балаганов. – Я же только спросил, который час!..-Я тебе покажу, который час! – шипел Корейко, вкладывавший в свои удары вековую ненависть богача к грабителю.» Так и «Санз» в этой серии словно пытались отомстить за всё, что сделали с ними за последние сезоны «Шпоры».
Кстати, от «Сан-Антонио» вновь досталось Нэшу – на этот раз обидчиком стал Данкан, правда, там ни о каком злом умысле и речи быть не может – Тим просто пошёл в проход и случайно задел локтем некстати подвернувшегося Стива. Данкан потом долго извинялся и, когда камера крупным планом выхватывала его лицо на скамейке – было видно, что ему явно не по себе из-за случившегося. Великий игрок – большой человек…
Почему-то Нэш для «Сан-Антонио» был чем-то вроде красной тряпки для быка…
«Финикс» вновь добрался до финала конференции, где ему предстояло встретиться с «Лэйкерс». Те уже привели свой состав в порядок, избавившись и от Паркера, и от Брауна, и от Уолтона. Их места заняли такие достойные люди, как Газоль, Байнум, Артест. Первые две игры безо всяких шансов для «Санз» выиграли «Озёрные». В третьей случился эпизод, который опять ну никак нельзя обойти вниманием – яркий пример того, что за игрок и что за человек Стив Нэш. За 19 секунд до конца при счёте 114: 106 в их пользу «Санз» вводили мяч в игру из-за лицевой. Нэш, получив мяч, резко развернулся – и ударился носомто ли о широкий бритый лоб Фишера, излишне рьяно опекавшего Стива. то ли куда-то в область его виска. Последствия выглядели очень неприятно – на лице Гранта Хилла, ставшего непосредственным свидетелем этой сцены, был написан такой ужас, какой нечасто увидишь в этой жизни. Нос Нэша изогнулся, словно лихой вираж на гоночной трассе. Но это ещё не всё – прямо на паркете Нэш несколько раз самостоятельнопытался вправить себе нос на глазах у всей публики.
Вот что рассказал после игры сам герой: «Я поправил себе нос. Видно, что образовались впадина и изгиб. Наверное, ещё и хрящ сместился. Я попробовал вставить его на место, поэтому сейчас такого изгиба нет, но всё равно нос довольно кривой". Кажется, эту часть лучше было бы назвать «Приключения Стива Нэша и его носа в плэй-офф»…
Слабонервных и беременных просьба выйти из помещения. Да уж, «Гвозди бы делать из этих людей, Не было б в мире крепче гвоздей!» (Н. С. Тихонов).
Нэшу врачи не нужны. Зато Гранту Хиллу, кажется, даже больнее, чем его партнёру…
Стив, к счастью, вышел играть и в следующих играх. И «Санз» сравняли счёт в серии. В 5-й игре «Финикс» постоянно догонял «Лэйкерс», но так и не догнал – 111:113…6-ю «Озёрные» взяли уже более чем уверенно. И вновь – слово Нэшу: «2010-й год был сказочным. Предыдущий сезон сложился для нас неудачно, мы не попали в плей-офф, и то, чего мы добились потом – это было потрясающе, это превзошло все наши ожидания. Мы на равных сражались с «Лэйкерс» в финале конференции, почти перевели игру в овертайм в пятой встрече, но потом Кобе бросил «сквозняк», и Артест выиграл матч. Летя домой после того матча, мы были намерены сравнять счет и вернуться в Лос-Анджелес, но Кобе просто похоронил нас».
Почти каждый сезон «Санз» дарили болельщикам надежду – но ей так и не суждено было сбыться. С определённого момента я для себя понял и решил: можно бесконечно долго рассусоливать на тему травм, дисквалификаций, судейских ошибок и других причин, так и не позволивших команде дотянуться до перстней (причём многие из этих причин вполне даже основательны); да и из головы всего этого, конечно, не выкинешь – нет-нет, да и вспомнишь о чём-то таком; но, чтобы не трепать лишний раз себе нервы, лучше я буду относиться к этому по-другому: просто соперник был сильнее и переиграл нас. Мы оказались недостаточно хороши – это и есть главная причина поражения; для моего болельщицкого сердца так легче…
Тогда казалось – команда благополучно преодолела временные трудности, вернулась в число лидеров лиги – и рано или поздно всё же поборется за чемпионство в решающем финале. Но именно в этот момент кто-то из известнейших аналитиков (не помню, кто именно – кажется, Чед Форд, но не уверен) опубликовал небольшую заметку, содержание которой сводилось к следующему: через три года «Финикс» превратится в аутсайдера. Подумалось: кажется, эти писаки исчерпали уже все темы для своих материалов, раз всерьёз говорят о такой ерунде. Но…не знаю, владел ли этот человек какой-нибудь инсайдерской информацией, или в нём проснулся Нострадамус, или он настолько великолепно оперировал имеющимися фактами и делал на их основе столь точные выводы…Так или иначе – он оказался прав. Ибо та самая адская машина, которую заложил Сарвер в механизм команды сразу после своего прихода, наконец сработала…
- Источник: allbasketball.org
- Опубликовал: Стрит