Когда Шак в команде - к беде, а не к чемпионству
Период зимних обменов в НБА — это тот самый промежуток между было и будет, когда полезно взглянуть назад и признать, что только время способно дать единственно верную оценку действиям клубов, агентов и игроков. Поэтому сегодня гораздо легче признать, что 6 февраля 2008 года «Финикс Санс» совершили большую ошибку, когда выменяли для себя из «Майами» самого доминирующего игрока в истории НБА Шакила О’Нила.
Отъезд в Аризону ознаменовался для О’Нила получением нового прозвища Большой Шактус, последним Матчем звезд и по существу закатом карьеры. Командировки в «Кливленд» и «Бостон» были не чем иным, как прощальными гастролями в окружении других звездных игроков и возможностью ненароком урвать чемпионство.
А вот «Финикс» серьезно сократил себе пространство для финансового маневрирования и дальнейшего прогресса. В этом сейчас признается даже нынешний тренер «Уорриорз» Стив Керр, который на тот момент занимал в «Финиксе» должность президента по баскетбольным операциям.
— Это была плохая сделка. В длительной перспективе. С учетом поставленных задач и того, какая у нас была команда, это было поспешное и деструктивное решение. Я был неопытным функционером, последнее слово было за мной, и теперь понимаю, насколько необоснованно я поступил, сказав да.
Самобичевание Керра обоснованно и даже полезно, если учесть кадровую политику тех же «Уорриорз», но стоит сказать пару слов и об интерьере, в котором проходила сделка между «Финиксом» и «Майами».
Разудалый баскетбол Майка Д’Антони радовал глаз и давал много поводов для дискуссий, но постепенно все сходились к тому, что «семисекундное нападение» неэффективно в плей-офф. В преддверии сезона 2007-2008 «Финикс» трижды подряд выходил в плей-офф, где попеременно валился из-за травм, неудач и прочей мистики.
По пасмурным лицам руководителей «солнечных» было понятно, что терпение на исходе, это касалось как тренера Майка Д’Антони, так и ряда игроков, вписывающихся в его схемы. Одним из таких был 30-летний Шон Мэрион, чей контракт истекал грядущим летом, о чем форвард упоминал при любом удобной возможности. Разговоры и намеки Мэриона создавали в раздевалке подобие газовой камеры.
Наблюдая за поведением Мэриона и остатками былой роскоши в лице престарелого Гранта Хилла, часто травмирующихся Раджи Белла, Бориса Диао и Леандро Барбосы, Керр сформировал основную задачу так: либо сейчас, либо никогда. Чтобы спуртануть на финише четырехлетнего цикла, было необходимо сиюминутное и качественное усиление. Шак подходил по всем параметрам, кроме возраста и здоровья.
На момент обмена ему было уже 35 лет, начало сезона в «Майами» он проводил со статистикой в 14,2 очка, 7,8 подборов, 1,4 передачи, 1,6 блок-шота. И пусть в 2007-м он по-прежнему ездил на Матч звезд, появление габаритного, малоподвижного, классического центрового в системе Д’Антони выглядело не столько гарантией успеха, сколько оксюмороном.
«Санс» решили взять её в свои руки. Клуб закрыл глаза на возраст и обширную историю травм О’Нила, отдал за него Шона Мэриона и вспомогательного разыгрывающего Маркуса Бэнкса.
— Обмен — это всегда игра в покер, но тогда собственные шансы казались нам довольно высокими. Да, мы отдали Шона, но сохранили глубину состава. Помимо своих навыков Шак привнес чемпионский опыт, и многие молодые баскетболисты стали играть гораздо эффективнее. Но уже тогда было ясно: этого не хватит, чтобы пройти весь путь, — признается Керр.
Энтузиазм «солнечных» совсем поблек, когда стало ясно, что в первом же раунде им предстоит играть против колючих «Сан-Антонио Сперс». Тех самых «шпор», которые обыгрывали их в двух из трех предыдущих заходов в плей-офф и ломали нос Стиву Нэшу.
В первом матче «Санс» были близки к победе, но аномальная треха от Тима Данкана перевернула не только исход матча, но и серии. Аризонцы худо-бедно затащили одну игру, но в целом было очевидно: команда психологически надломлена и не способна добавлять по ходу дистанции плей-офф. Вылет от «Сперс» в первом же раунде со счетом 1-4 положил конец эпохе «семисекундного нападения» и пребывания Майка Д’Антони в «Финиксе».
В начале сезона 2008-2009 «Санс» возглавил Терри Портер, но во второй половине результаты команды начали падать, и чтобы заползти в плей-офф, клуб сменил Портера на Элвина Джентри, которому для попадания в плей-офф не хватило ни квалификации, ни времени.
Что касается Шака, то в свой последний год в «Финиксе» он был хорош: 75 матчей в старте — больше, чем кто-либо в команде, 30 минут в среднем за игру, 17,8 очка, 8,4 подбора и лучшее выступление на Матче звезд, который проходил как раз в Финиксе. Символично, ведь там же Шак провел свой последний классный сезон, даже несмотря на то, что его обмен как процесс, как долговременная инвестиция оказались провальными.
- Источник: news.sportbox.ru
- Автор: Антон Шатров
- Опубликовал: Kyama