Назло рекордам. Чем нам запомнится 2016-й год
2016, 73, 3–1
Баскетбольный мир был богат на события в 2016-м, но все мы знаем, о чем будем рассказывать внукам и правнукам, сидя в левитирующих инвалидных колясках и пошамкавшая вставными перламутровыми челюстями с титановым напылением. Конечно, шебутные потомки все смогут увидеть на ракетных видеоносителях и даже почувствовать благодаря трехмерной реальности, но мы будем рассказывать вдохновенно и пылко, ведь именно эти яркие воспоминания будут удерживать нас от окончательной капитуляции перед склерозом и немощью.
Поэтому мы будем стараться, будем пламенно вспоминать о непостижимом Стефе Карри, неумолимом Клее Томпсоне, противоречивом Дрэймонде Грине, многофункциональном Андре Игудале и легендарных «Уорриорз», которые создали сияющий золотом миф о неуязвимости, а после собственными руками разрушили его. 73 победы регулярного чемпионата против проигранного финала, в котором они вели 3–1. Ни того, ни другого ещё не было в истории НБА, и есть подозрения, что на нашем веку уже и не будет.
Его игра, его год
Можете тыкать мне в нос всеми гороскопами и календарями мира, на разных наречиях и языках, утверждая свою правоту, рассказывать про драконов, лошадей и прочих тюленей-альбиносов. Я все равно останусь при своём мнении: 2016-й был годом Леброна Джеймса. Годом, после которого стало очевидно, что Джеймс способен не только сравняться в величии с Майклом Джорданом, но и, вероятно, превзойти его.
Именно он превратил провинциальный Кливленд в торжествующий «Believeland», — землю, каждый обитатель которой доверился своему «Королю», и тот отплатил за их веру сполна. Джеймс и его «Кавс» завоевали для города первый крупный спортивный титул с 1964-го, когда футбольные «Браунс» стали чемпионами. И как же, черт возьми, приятно, что этому поспособствовали Тимофей Мозгов и Саша Каун, ставшие первыми представителями России, которым покорялся этот титул.
Джеймс вернул финальную серию против «Уорриорз» из небытия точно так же, как и город Кливленд на карту спортивной Америки. Именно под конец 2016-го практически ни одна неделя не обходилась без упоминания об очередном рекорде Леброна. Уходящий год и победа над «Голден Стэйт» стали пропуском Джеймса в новую лигу, где он, помимо сегодняшних звезд, конкурирует ещё и с легендами прошлого. И его нынешняя стартовая позиция явно лучше, чем у многих из них.
Не можешь выиграть, примкни к победителю
Доминация «Уорриорз» в регулярке была неоспорима, как и грандиозность свершения «Кавс» в финале, а вот самым неоднозначным событием, бередящим понятия спортивной этики и уместности холодного расчёта, стал переход Кевина Дюранта в «Голден Стэйт». Проиграть в финале конференции, отдать уже выигранную серию своими руками, а после без лишних объяснений с одноклубниками перейти в команду, которая так унизительно тебя обыграла.
Диспут о том, кто такой Кевин Дюрант — предатель или мученик, по своей многоструктурности и горячности вполне может соперничать с некоторыми аспектах различных религиозных версий, называющих Иуду самым верным последователем Христа, единственным, правильно понявшим его учение. А теперь вспомните переход Леброна в «Майами». Для осознания правильности или ошибочности столь масштабного поступка необходимо время. Эта эпопея будет длиться ещё долго, но началась она в 2016-м.
Деньги в кассу, НБА в массу
Лето выдалось знойным в НБА. И речь даже не о финале. После заключения нового телевизионного соглашения с лигой мы впервые увидели, как это на ней отразилось. Суммы контрактов игроков стали измеряться астрономическими категориями, а клубы принялись бросаться в игроков максимальными контрактами, словно озорующая детвора снежками. Хороший, но не выдающийся разыгрывающий Майк Конли установил новый рекорд по стоимости соглашения игрока с клубом, подписав с «Мемфисом» контракт на 153 миллиона. Не остался незамеченным на этом поприще и наш Тимофей Мозгов, который перешёл в «Лейкерс» за 64 миллиона. И таких примеров практически половина лиги.
Дух локаута зловеще навис над НБА. Глядя на дикие переплаты среднестатистическим игрокам, профсоюз баскетболистов во главе с Крисом Полом был готов потратить часть следующего сезона на обстоятельное обсуждение новых деталей коллективного соглашения между игроками и лигой. Выдыхайте, не понадобится. Буквально на прошлой неделе стороны ратифицировали новое соглашение, отключающее возможность локаута в ближайшие шесть лет. Козырявшие летом с размахом опьяненного гормонами мажора клубы решили и год закончить на мажорной ноте. За что им большое человеческое спасибо.
Финальная стадия «Процесса»
Спросите человека, считающего себя знатоком баскетбола, о том, является ли Сэм Хинки лучшим генменеджером клуба НБА 2016-года. Если он ответит «Так его же уволили, он безработный», значит этот человек зря тратит деньги на NBA League Pass и инсайдерскую подписку ESPN. Его вынудили подать в отставку — это правда, но никогда увольнение не выглядело столь явным доказательством квалификации человека в своей области. Революция Хинки отразила не только его умение аналитически мыслить и готовность рисковать, но и стала зеркалом современной НБА: цинизм, холодный расчёт, готовность пожертвовать ради результата даже работой своей мечты. На протяжении нескольких лет Хинки топил «Филадельфию» в самых глубоких канализационных коллекторах НБА, получая в награду топ-пики драфтов. А когда пришло время собирать камни, комиссар лиги Адам Сильвер сначала аккуратно назначил Брайана Колланджело в помощники Хинки, а затем парочка выдавила бунтаря с его места.
Сейчас «Филадельфия» за счёт игровых активов, собранных Хинки, является одним из самых перспективных баскетбольных проектов в НБА. Как бы не сложилась дальнейшая судьба команды, Хинки оставил богатое наследие, которое в потенциале может превратить «Сиксерс» в чемпионскую династию. «Письмо» Сэма Хинки, которое можно найти на просторах интернета и в русском переводе, стало одним из самых неоднозначных и откровенных спортивных документов последних лет. Только прочитав его, можно понять, какое трепетное отношение пряталось за беспардонными намеренными поражениями, которые были частью хладнокровного плана Сэма Хинки.
Год, забравший столько лет воспоминаний
Коби Брайант, Тим Данкан, Кевин Гарнетт, Амаре Стаудмайер, Рэй Аллен — они по-прежнему с нами, но уже в другом качестве, поэтому и мы, и те, кому эти фамилии небезразличны, уже не будем прежними. Каждый из них попрощался с карьерой в НБА по-своему. Брайант устроил помпезный тур имени себя, набрал 60 очков в своей последней — естественно, победной — игре и подарил миру крылатую фразу «Mamba Out». Тим Данкан проиграл в последнем матче, матче плей-офф, который стал главой очередного похода Тимми и «Сперс» за чемпионством. Проиграл более молодому и пылкому сопернику. Но разве скостило это его заслуги перед игрой? «Сан-Антонио» уже вывели его номер из обращения. Кевин Гарнетт долго раздумывал, стоит ли начинать сезон, и в итоге отказался в пользу поиска новой постбаскетбольной жизни, оставив прощальные церемонии и торжественные процессии на ближайшее будущее.
Неприкаянный Стаудмайер хотел завершить карьеру в майке «Финикса», но не встретил должного расположения со стороны клуба, поэтому подписал символический контракт на день с «Никс», распрощался с НБА в статусе «никербокера», после чего уехал в Иерусалим в надежде привести тамошний «Хапоэль» в страну обетованную. И привёл, выиграв с командой первое в истории клуба чемпионство. Рэй Аллен, несмотря на выдающуюся физическую форму, так и не нашёл в себе сил и достаточной мотивации, чтобы вернуться после двухлетнего простоя вдали от НБА. Мы узнали о его решении из письма, начинающего словами о том, что завершает карьеру счастливым и не жалеющем ни о чем человеком.
Имена, фамилии, даты, лица, игры — в них легко запутаться. Поэтому давайте помнить главное: все те, кто закончил карьеру в этом году, любили игру так же, как и мы, и именно это роднит даже таких суперзвезд, как Брайант или Данкан, с обычными болельщиками.
Вспоминая времена Али
Уход «Величайшего» Мохаммеда Али в 2016-м стал культурным шоком для многих людей и за пределами Америки. Но и именно в США смерть легендарного боксёра и социального активиста пересеклась с волной политических высказываний, сделанных звездами спорта. Как и во времена Али, многие декларировали своё несогласие с нынешней системой социального устройства в США, акцентировались вниманием на проблемах расовой нетерпимости и равноправия.
Подготовку национальной сборной к олимпийским играм капитан команды Кармело Энтони использовал как платформу для громких высказываний и осуждения серии инцидентов, в которых белые полицейские превышали свои полномочия. Другой игрок сборной, центровой Демаркус Казинс провел публичную беседу с представителями правоохранительных органов в своём родном штате Алабама. Дуэйн Уэйд, чья кузина была застрелена этой осенью в Чикаго, провел целый цикл встреч, посвящённых проблеме уличного насилия.
Леброн Джеймс был одним из приглашённых гостей кандидата в президенты Хиллари Клинтон. После того, как выборы выиграл Дональд Трамп, Джеймс демонстративно снялся для обложки престижнейшего журнала Sports Illustrated с английской булавкой в петлице — символом оппозиции новоизбранного президента. Несколько клубов НБА официально отказались от услуг пользования сетью отелей, принадлежащих новому политическому лидеру США. После долгих лет концентрации на внутренних проблемах, происходящих в микросреде НБА, в 2016-м баскетболисты четко дали понять, что намерены использовать собственную популярность не только для продажи кроссовок и одежды.
Непобедимые, но не безукоризненные
И мужская и женская сборные США выиграли олимпийское золото в Рио. Но если американки доминировали вполне традиционно, то мужчины сдобрили свой триумф изрядной долей несуразностей. Началось ещё с подготовительного цикла, во время которого в интернете всплыли портретные фотографии достоинства форварда национальной команды и сборной Дрэймонда Грина, которые тот, якобы, случайно опубликовал в соцсетях.
Позже главный тренер сборной Майк Кржижевски говорил, что команда находится в нужном тонусе, и опасения вызывает лишь некоторая расхлябанность. Начало турнира полностью подтвердило слова главкома. Звездно-полосатые с ленцой, а иногда и с натужными стараниями выигрывали первые матчи. Но когда пришло время собраться, Кевин Дюрант и Кайри Ирвинг зашуршали на полную, и даже финал против сербов после двух четвертей превратился в моноспектакль имени Дюранта, набравшего 30 очков. Лаконичнее и достовернее случившееся описал один из западных журналистов: «Это определённо качественная, выигрывающая команда, но это не команда мечты».
Спасибо Заку и Аарону за это
Каждый год мы ждём конкурс бросков сверху с нервозным скепсисом. Стандарты качества заданы давно и остались прежними: Доктор Джей, Джордан, Доминик, «Винсенити». Да вот времена изменились. Шоу, конечно, стало ярче, операторы научились снимать конкурс на уровне оскароносной короткометражки, да вот имена участников стали чуть пожиже. Отчасти поэтому соперничество утратило эстетику дуэли, когда звезды бросали друг другу вызов в самом эффектном из элементов баскетбола. Но, не в 2016-м. Аарон Гордон из «Орландо» и Зак Лавин из «Миннесоты» скоренько приземлили остальных соискателей приза «лучшему летуну космическому» и принялись накидывать идеи для производителей компьютерных игр. Потому что до финала в исполнении этой парочки в реальности подобное представить было невозможно.
Наверняка, вы все это видели, а если нет, то я не стану портить вам впечатление своими рассказами и ремарками. Это было вдохновенно и выдохновенно. Частое ускоренное дыхание в следствии эйфории, вызванной созерцанием человеческого полёта.
Будто ему там Клеем намазано
Примерные такие дурацкие каламбуры вертелись в голове во время просмотра матча «Уорриорз» — Пэйсерс» 5 декабря 2016-го. Скажем прямо, сложно изобрести что-то остроумное, когда на твоих глазах игрок набирает 60 очков за 29 минут. Именно столько оформил «второй после Карри» Клей Томпсон.
Такая бешеная скорострельность стала следствием не только мастерства защитника, но и умелых навыков интригана Брайана Скалабрини. Эксперт вдохнул жизнь в слухи о том, что Клэй может быть обменян в другую команду. Поэтому Томпсон, не откладывая дело в долгий ящик, решил напомнить всем вокруг, кто он и что он. После такого показательного выступления инсинуации на счёт обмена поутихли.
- Источник: news.sportbox.ru
- Автор: Антон Шатров
- Опубликовал: Kyama