«На лого не должно быть ерунды!» Почему фанаты хотят вернуть форму 90-х
Но относительно короткий период существования «Рэпторс» делает любые мелочи в истории команды более яркими. Всё потому, что это происходило на наших глазах. Мы видели Винса Картера на слэмданк-контесте в 2000-м, тогда как Уилт Чемберлен времен «Филадельфии Уорриорс» для нас — это кипа исторических материалов и каноничное фото центрового с бумажкой, на которой нарисована цифра 100.
И поэтому сейчас болельщики команды стремятся подтвердить самоидентификацию. Одним из таких посылов стало требование фанатов вернуть на время финальной серии ретро-форму 90-х с самым первым лого команды, который 24 года назад казался образцом инфантильности и дурновкусия, а сейчас воспринимается как олицетворение самобытности канадского клуба.
Это очень смешно, особенному учитывая слова Джона Битове-младшего.
— На лого не должно быть никаких кленовых листьев и прочей ерунды. Я не хочу, чтобы клуб ассоциировался исключительно с Канадой. Мы должны ориентироваться на международный рынок, а, следовательно, быть более гибкими и готовыми уметь удивлять, — заключил первый владелец «Рэпторс».
За год до презентации клуб объявил, что любой может прислать свой вариант названия в газету «Toronto Star», после чего владельцы выберут десять наиболее оригинальных и устроят телефонное голосование, которое и определит победителя. Не шоу «Голос. Дети», конечно, но сейчас некоторые из возможных вариантов и впрямь кажутся ангажированными. Смотрите сами на Топ-10: «Драконы», «Гриззли», «Бобры», «Рыси», «Скорпионы», «Кабаны», «Тарантулы», «Терьеры», «Лайки» и «Тиранозавры».
Нахождение в списке доисторических хищников было спровоцировано полномасштабным успехом блокбастера «Парк Юрского Периода», вышедшего в 1993-м. Динозавры в мгновенье просочились во все сферы и красовались везде — от лейкопластырей до тематических парков развлечений. Единственное, что смущало Битове-младшего, так это неповоротливость и громоздкость 15-тонного хищника.
Решение подсказал восьмилетний сын владельца: «Бретт просто спросил, пап, а почему тебе не нравятся велоцирапторы, ведь они быстрые, умные и действуют в команде?» После этого Битове добавил «Рэпторс» в список финалистов, откуда после телефонного голосования те и перекочевали в название команды.
Разработку логотипа доверили Тому О’Грэйди, который работал над созданием фирменного стиля для чемпионата мира по футболу-1994, проходившего в США. О’Гэрйди и Битове-младший мгновенно сошлись на том, что хотят побесить консерваторов.
— Мы не хотели делать что-то патриархальное в стиле «Селтикс» или «Лейкерс», нам не нужен был динозавр на фоне баскетбольного мяча с венком из кленовых листьев на шее, — вспоминает О’Гэрйди. — Мы хотели выглядеть молодежно.
Логика в подобном подходе была, развитие MTV, бум поп-культуры и целый ряд смелых решений в сфере спортивного дизайна сами собой подталкивали «Рэпторс» к провокационным решениям.
В 1988-м «Шарлотт Хорнетс» явили НБА себя в полосатой форме и с забавным шмелем Хьюго на титульной эмблеме. В 1991-м новичок НХЛ «Сан-Хосе Шаркс» удивили не самым изящным, но смелым логотипом, на котором акула перекусывала пополам хоккейную клюшку. Пару лет спустя компания Уолта Диснея основала клуб НХЛ «Анахйм Майти Дакс», чей внешний вид и название отсылали к одному из главных персонажей в истории американской мультимперии — утёнку Дональду.
Яркие образы быстро привлекали молодежь, которая хотела стать частью чего-то нового, а не брать на веру величие клубов из прошлого. К идее создания полноценного персонажа О’Грэйди подтолкнуло еще и то, что именно в середине 90-х процесс создания спортивных форм начал претерпевать изменения; стала доступна новая технология наплавки.
Теперь на форму можно было наносить более крупные и объемные изображения, а не просто нашивать надписи, как это в большинстве случаев делали раньше. По этой же причине ряд команд сменил свой фирменный стиль в середине 90-х, в ногу со временем решили пойти «Сиэтл», «Юта», «Милуоки», «Хьюстон», «Детройт».
О’Грэйди хотел, чтобы персонаж мог одинаково эффектно выглядеть как на коробке с сухими завтраками, так и на майке. Поэтому выбрал сочное сочетание из фиолетового, серебряного и лаймового. Цветовая палитра хоть и выглядела здорово, всё же стала первой и единственной корректировкой властей города Торонто, которые настояли, чтобы в фирменном стиле был отражен один из цветов канадского флага. Так лаймовый динозавр превратился в красного.
Зато дизайнеры вовсю оттянулись на внешнем виде формы. Основной расцветкой выездного комплекта стал совершенно нетипичный для канадского флага фиолетовый. Чтобы избежать дополнительных придирок, О’Грэйди добавил ассиметричные вертикальные белые полосы, которые символизировали след, оставленный когтями велоцираптора. На спине над фамилией игрока в виде короны красовался ряд хищных зубов.
24 мая 1994 форма была презентована публике, которая за первый же месяц выкупила комплектов на 20 миллионов долларов, после чего майки «Рэпторс» заняли седьмую строчку в рейтинге самых продаваемых в лиге. Даже сомнительные сравнения с динозавриком Барни из детской познавательной программы не смогли воспрепятствовать ажиотажу.
«Рэпторс» не выглядели претендентами на что-то серьезное, зато были вечным источником внимания и новостей. Людей интересовало всё, начиная от фиолетовой формы и домашнего паркета с рисунком канадского клена, до трансферов престарелых, но все еще любопытных фигур Маггси Боггса и Хакима Оладжувона.
Но повальный вынос магазинов фан-атрибутики начался, конечно же, когда в команду пришла парочка воздухоплавающих кузенов — Винса Картера и Трейси Макгрейди. Фиолетовые майки с красным динозавром мелькали в нарезках самых эффектных моментов игрового дня с завидным постоянством, а болельщики «Торонто» грезили о великих свершениях.
И вот они настали. Но майка с динозавром не дожила до этого. Она практически сразу исчезла в конце 90-х, когда Битове-младший продал клуб новому владельцу. С тех пор майки несколько раз появлялись на игроках в рамках ретро-акций, но случалось это все реже, ведь, начиная с 2000-х, «Рэпторс» несколько раз меняли фирменный стиль, пока не пришли к своей нынешней концепции «Мы — Север».
В 2014-м красный динозавр был изгнан с основного логотипа клуба, уступив место более пресной и лаконичной задумке, но среди болельщиков авантюрный хищник из 90-х востребован как никогда. Согласно статистике официального производителя и поставщика ретро-форм НБА «Mitchell & Ness», в 2018-м майка Винса Картера сезона 1998/1999 была пятой по продажам в ретро-сегменте, шорты «Рэпторс» заняли седьмое место, любая продукция с символикой «Торонто» 90-х не опускается ниже Топ-25.
Остается только догадываться, что будет с продажами, если «Рэпторс» сотворят в этом финале против «Голден Стэйт» сенсацию.
- Источник: news.sportbox.ru
- Автор: Антон Шатров
- Опубликовал: J23