Дэвид Блатт в «Кливленде». Еще не свой, но уже не чужой
Неприятно говорить, но доставшаяся Блатту награда лучшему тренеру месяца в Восточной конференции весома лишь отчасти и сама по себе мало отражает положение наставника «Кавальерс». Как бы мы ни восхищались рекордной серией «Голден Стейт» и не сокрушались злоключениям «Лейкерс» и «Сиксерс», всё равно в голове надо держать мысль о том, что это лишь начальная стадия регулярного чемпионата.
Какие-то матчи здесь выигрываются по причине тяжелого графика команд-соперников, травм их ведущих игроков, в некоторых случаях класс оппонентов так разнится, что победу одного из них предсказать можно еще до матча, где-то ключевую роль играет банальная удача. Таким образом, нередки ситуации, когда на условные восемь побед приходится парочка плановых, одна, одержанная над ослабленным обстоятельствами соперником, и еще одна, скажем, зацепленная чудом в овертайме.
Можно ли с уверенностью говорить, что каждая из них это заслуга тренера, мое мнение — нет. Но при этом стоит полностью выказать уважение и отдать ему должное за то, что он держит в тонусе свою команду, не позволяет ей расслабляться даже в проходных матчах и старательно распределяет силы и игровое время своих подопечных, исходя из класса противника. Иногда тренеры делают все это, но игроки либо не в состоянии воплотить его коррективы, либо просто не хотят.
В прошлом году на протяжении довольно долгого периода времени казалось, что переехавший в «Кавальерс» Дэвид Блатт столкнулся именно со вторым вариантом. Недовольные ремарки, своевольный розыгрыш комбинаций, элементарный «язык тела» его подопечных указывал на то, что Блатта воспринимают в НБА чужаком, даже несмотря на его происхождение и прекрасный английский.
Заход в финал, пусть и закончившийся неудачей, заставил многих, не только игроков, но также журналистов и болельщиков пересмотреть свое отношение к Блатту. Нет, они не стали носить его на руках, но по крайней мере поняли две вещи: а) это человек с планом, который не просто слепо надеется на Леброна Джеймса, но и четко умеет встраивать индивидуальные порывы игрока в свою концепцию игры; б) В случае неудач он не прячется, а готов признавать свои ошибки и учиться на них. И это только две первые буквы алфавита Блатта, и для того чтобы американская публика отсидела обучающие курсы до конца, самому тренеру предстоит еще очень много поработать.
Выход в финал стал лишь отсрочкой, позволяющей обдумать дальнейшую стратегию, не более. Это НБА, здесь в принципе отсутствует понятие «почивания на лаврах», особенно если учитывать, что все лавры достались «Уорриорз», а еще то, что ты имеешь в своем ростере одного из трех сильнейших игроков в мире на сегодня, и наконец, понимаешь, что повторение прошлогоднего результата будет считаться в большей степени провалом, нежели шагом вперед.
Все это Блатт прекрасно осознает, поэтому продолжает очень непростой процесс подгонки команды под плей-офф. И пусть победы «Кавс» не вводят вас в заблуждение, это лишь побочный эффект, приятный, но не более того. На что действительно стоит обратить внимание, так это на то, что «Кливленд» уже сейчас работает в условиях повышенной сложности: травма Кайри Ирвинга, который по прогнозам врачей сможет сыграть свой первый матч в сезоне лишь в середине-конце декабря, перманентные проблемы со здоровьем у Мо Уильямса и Джей Ар Смита, нестабильная игра второй атакующей опции команды Кевина Лава, плохая форма Тимофея Мозгова, который тоже недавно был вынужден пропустить несколько матчей.
Проще говоря, с начала сезона «Кливленд» ни разу не сыграл в полном составе. Большая часть его побед одержана не благодаря, а вопреки, и именно это напрягает Леброна, вынуждая его предъявлять высокие требования к себе и партнерам. Естественно, сложно концентрироваться на работе, когда параллельно твой обидчик по финалу не проигрывает, а Стеф Карри раз за разом откалывает номера, вроде 28 очков за четверть. Заслуга Блатта в данной конкретной ситуации в том, что «Кавс» не просто выигрывают (13–5, возглавляют Восточную конференцию), а в том, что он не дает раскисать своим игрокам, которые смотрят на тех, кто выступает еще лучше, и вместе с тем латает слабые места своей команды.
А латать есть что: «Кливленд» ужасно реализует штрафные броски (71 процент), занимая по этому показателю 27-е место в лиге, и хоть и неплохо (36 процентов, 7-е место в лиге), но очень нестабильно атакует из-за дуги. На сегодня у «Кавальерс» нет четкого понимания, ниже какого количества дальних бросков за матч они могут опуститься. Команда в состоянии забить 10 из 18, а в следующей игре реализовать 3 из 12. Такая чехарда не только делает арсенал «Кавс» скуднее, но и не дает Блатту четкого понимая, на что он может рассчитывать при подготовке к следующему матчу.
Поэтому сейчас бывший наставник сборной России старается строить игру «кавалеристов» от обороны, прежде всего, на периметре. Наверняка, когда вернется Ирвинг, «Кавальерс» прибавят в нападении, и игра команды станет разнообразнее и живее. Пока же это, прежде всего, заливка цемента под своим кольцом и старательный розыгрыш у чужого с акцентом на Леброна и Лава при поддержке остальных действующих лиц.
Так что, касаемо вопроса о том, что по сравнению с прошлым сезоном условия работы Блатта стали легче, не стоит перегибать палку. Блатт лишь выиграл время, за которое он успел поближе узнать игроков, а те, соответственно, его. Сказалось ли это на доверии — бесспорно, снизило ли ответственность за результат — скорее, наоборот. В конце концов, когда на кону стоит чемпионский титул, то, как говорится в одном великом фильме, это всего лишь бизнес, ничего личного.
Из-за отсутствия конечного результата увольняли еще более заслуженных и любимых тренеров (свежий пример Тибодо в «Чикаго»), и кто бы кому не доверял в течение сезона, и сколько бы раз Блатт не получал приз лучшему тренеру месяца, истинная его ценность будет зависеть от конвертации в чемпионский титул.
- Источник: sportbox.ru
- Автор: Антон Шатров
- Опубликовал: Kyama