Европейский рецепт от американского бессилия
В конкурентной среде эволюционные процессы происходят быстрее, поэтому не всегда правильно говорить, что спорт – это отражение общества и всех его метаморфоз. Зачастую он опережает действительность. Спорт четко выявляет симптомы того, к чему социуму ещё только предстоит прийти.
Посмотрите, каково было положение европейских центровых в НБА 25 лет назад. Чаще всего это были чернорабочие. Какие-то чуть лучше, другие чуть хуже, но все они были, что называется, «на подхвате». Никто даже и не думал строить вокруг них команду НБА. Затем появился Дирк Новицки, который вместе со своим менталитетом рабочей лошадки, помноженным на талант и уникальный стиль, стал предвестником настоящего европейского бума.
Но на каждого Пау Газоля находился свой Фредди Вайс, Николоз Цкитишвили или Дарко Миличич. А то и по десятку. «Думаю, дело было не только в том, какого уровня были эти баскетболисты, а скорее в том, насколько высоко их выбирали», – это слова Артураса Карнишоваса, и он знает, о чем говорит.
Литовец, который сейчас является ассистентом генменеджера «Денвер Наггетс» Тима Коннелли, не играл в НБА, но стал первым европейцем с постсоветского пространства, который выступал за баскетбольную команду американского университета. И пусть пропуск в НБА это достижение ему не обеспечило, зато он получил ценнейший жизненный опыт, которого так не хватает европейцам, очутившимся в лучшей лиге мира слишком рано. Все те же «Наггетс» в 2002-м году взяли под 5-м номером 19-летнего Нико Цкитишвили, очередного «второго Новицки».
Тогда он появился на обложке культового баскетбольного журнала SLAM рядом с Амаре Стаудмайером и Джейем Уильямсом под заголовком «Лидеры новой школы». Сейчас Нико 33 года, и он выступает в чемпионате Бахрейна. Не исключено, что он и сейчас бы пылил в НБА, если бы в своё время от него не требовали игры, на которую на тот момент он был не способен.
Затем был 2004-й и Дарко Миличич, а после минуло чуть больше десятка лет, и посмотрите на сегодняшнюю НБА. «Нью-Йорк» видит своё будущее в латыше Кристапсе Порзингисе и испанце Вилли Эрнангомесе. Серб Никола Йокич и грек Яннис Адетокумбо борются за звание самого прогрессирующего игрока. Французский центровой Руди Гобер – очевидный фаворит в гонке за титул лучшего защищающегося. Хорвату Дарио Шаричу осталось только придти и забрать награду лучшему новичку сезона.
Практически каждая серьезная команда уровня плей-офф имеет в своём стартовом составе европейского «большого»: поляк Марчин Гортат («Вашингтон»), босниец Юсуф Нуркич («Портленд»), швейцарец Клинт Капела («Хьюстон»), литовец Йонас Валанчюнас («Торонто»), испанец Марк Газоль («Мемфис»), все тот же Гобер («Юта»).
Их роль сегодня гораздо важнее банального «подай-принеси». Такое разительное изменение стало следствием не просто влияния возросшего количества европейцев на НБА, а скорее обоюдного влияния лиги и тех, кто приезжает в неё из-за океана.
– Моим первым европейским клиентом был Владе Дивац, – рассказывает агент Марк Флейшер. – Когда дело касалось пасовой игры, бросков с дистанции, европейские «большие» всегда превосходили американских игроков. Сейчас, когда НБА в меньшей степени ориентируется на классическую игру под кольцом, интерес к крупным, физически доминирующим центровым снизился.
К снижению ажиотажа вокруг доминирующих центровых привела также серия крупных неудач игроков этого амплуа – Грег Оден, Эндрю Байнум, Дуайт Ховард. Эти и многие другие баскетболисты оказались подвержены серьезным травмам, которые в совокупности с изменением общей стилистики лиги попросту сделали их неконкурентоспособными. Гиганты вроде Уайтсайда и Драммонда теряют свои позиции день за днём.
– Баскетбол стал другим, – подмечает очевидное Карнишовас, – современная игра – это изоляции, заслоны, подборы и трехочковые.
Игра вынуждает к тому, чтобы практически любой игрок на площадке вне зависимости от амплуа мог разгонять атаку. Причём как за счёт паса, так и за счёт скорости. Ценность фундаментальных навыков баскетбола возросла, а поскольку европейская школа всегда делала на них акцент при подготовке молодежи, то увеличилась их востребованность.
Не стоит забывать и о другом факторе.
– Современный скаутинг сделал огромный шаг вперёд, – делится мнением Карнишовас, – сейчас ориентирование на Европу гораздо сильнее, чем было раньше. Это позволяет не только находить игроков, но и правильно сопоставлять их с дальнейшими задачами.
Сейчас сложнее представить себе ситуации, схожие со случаем Цкитишвили. «Денвер» знал о навыках и умениях Николы Йокича, тем не менее, выбрал его лишь во втором раунде (41-й номер), первоначально сделав ставку на боснийца Юсуфа Нуркича, которого «самородки» выменяли в тот же вечер у «Чикаго» на Дага Макдермотта. В итоге Йокич, бравшийся в качестве спарринг-партнера, зарекомендовал себя лучше не только как игрок, но и как лидер. Нуркича обменяли в «Портленд», а серб теперь является стержневым игроком «Денвера». За минимальный риск на драфте «Наггетс» получили игрока с потенциалом участника Матча звёзд.
Искать причины ренессанса европейских «больших» можно бесконечно, поэтому справедливым будет заключить, что и сами игроки, и лига развивались параллельно, до тех пор пока эволюция игры не свела их вместе в одной точке, где каждый из них так отчаянно нуждался друг в друге. Идеальные обитатели в идеальной для обитания среде.
- Источник: news.sportbox.ru
- Автор: Антон Шатров
- Опубликовал: Kyama