Грегг Попович: легенда «Сан-Антонио», которую будут помнить всегда
Грегг Попович покинул «Сан-Антонио Сперс». Не совсем, поскольку он останется в структуре организации, но уже не тренером. Его путь в НБА получился легендарным. Он выиграл пять титулов и провел 18 последовательных сезонов с 50 или более победами. Попович также может похвастаться самым высоким процентом побед среди всех тренеров в истории НБА. Он выиграл 170 матчей плей-офф и трижды становился тренером года. И это далеко не все его достижения.
Большая заслуга Поповича в том, что многие хорошие игроки стали великими. Его работа была важна как для «Сперс», так и для лиги в целом. Он первым понял, что путь к построению прочной культуры величия требует способности превращать звезд в партнеров, а не просто в хороших игроков. Это был самый сильный аргумент «Сан-Антонио» в эпоху Поповича. Он выиграл эти пять чемпионатов, распределенных на протяжении 15 лет, помогая создать одну из самых замечательных, но при этом тихих культур совершенства в спорте. Если у Пэта Райли был так называемый Heat Way (яркий, обсуждаемый и широко известный) в «Майами», то Pop Way в «Сан-Антонио» был его полной противоположностью.
При Поповиче «Сперс» часто игнорировали и недооценивали. Они не ставили себе за цель выиграть титул любой ценой или заманить звезду. Наоборот, усилия тренера и его команды были направлены на объединение за ужинами и другими встречами тех игроков, которые уже были в составе. Нет неправильного способа победить. Есть множество подходов, с помощью которых могут выполнить работу, и все они замечательные, если приносят победы. Подход Райли имел свои успехи. То же самое было и у Поповича, но часто другими способами, которые не так легко изучить и прочитать на площадке.
Какой бы ни была система Поповича на площадке и за ее пределами, она работала. Это было доказано неоднократно. То, что Тим Данкан и другие великие игроки, которые помогли расширить эту эпоху (за исключением Кавая Ленарда) оставались в «Сан-Антонио», многое говорит о Поповиче. Они брали меньше денег, вели себя скромно и стали антиподом суперкоманд. Игроков удерживали не силой, а дружбой, не через принуждение, а через сотрудничество. А если кто-то и уходил, с Поповичем прощались словами благодарности, а не обиды, как часто происходит в современной НБА.
Попович создавал свои команды тихо, без лишней шумихи. Его не так часто хвалили, потому что он производил гораздо меньше заголовков для крупных изданий. И, как правило, успехам «Сперс» не предшествовали какие-либо громкие события. У Поповича не было Шакила О’Нила, Леброна Джеймса и Криса Боша, с помощью которых можно было совершить серьезный рывок. Не было никаких слухов о переманивании звезд или о том, что их переманили. Суть работы Поповича заключалась в том, что звезды, которым он помогал расти и развиваться, в основном хотели остаться в «Сан-Антонио».
Когда «Большая тройка» в «Майами» создавала современную идею объединения игроков и понятие суперкоманд, «Сперс» продолжали доверять своей системе. Все в конечном итоге сводилось к Поповичу на протяжении многих лет и даже десятилетий. Но это не значит, что он не работал над собой, полагаясь только на выработанную систему. Попович постоянно вносил изменения и корректировки в тренировочный процесс – именно так и действуют тренеры, которые хотят побеждать. Один из ярких примеров тренерского гения Поповича проявился в 2014-м году – победном для «Сан-Антонио».
К тому времени команда Поповича старела, но он нашел способ сохранять ее эффективность – через распределение нагрузки. Да, именно Попович придумал то, чем сейчас пользуются практически все команды в лиге. Но то, что они начали делать в 2020-х годах, он начал делать гораздо раньше. Этот подход требовал большего, чем просто дальновидности – он требовал смелости. Требовалась способность убедить звезд, которые уже выиграли все, что меньшее количество игровых минут приведет к большему результату.
В той команде сезона 2013/14 не было ни одного игрока, который проводил на площадке хотя бы 30 минут в среднем за матч в течение регулярного чемпионата. Это единственная команда в истории НБА с таким показателем, и все равно она побеждала. Это значит доверять команде, а не какому-либо отдельному человеку. Это значит убеждать игроков играть, не отвлекаясь на посторонний шум. Это значит знать, что ваша стратегия окажется выигрышной в июне, даже если наберется не так много побед в декабре, феврале и марте. Это был блестящий ход на самом деле. Вот почему Данкан, уже будучи ветераном, играл в плей-офф в среднем по 32,7 минуты за матч, и стал хорошим дополнением к Тони Паркеру и молодому Каваю.
Это был классический Попович и его управление эго, а также смеси великих игроков, от которых он все еще пытался добиться максимума, с плодами молодой звезды, которую он помогал развивать. Все это идеально удалось, чтобы победить команду «Майами», совершенно отличающуюся по своей структуре и подходу от его собственной. Этот титульный забег, который положил конец времени Леброна в «Хит» и определил историю НБА на множестве других курсов, начался из раннего понимания Поповичем необходимости управления нагрузкой в течение длительного сезона.
Что особенно важно, Попович мог заставить звезд в чемпионской команде жертвовать игровыми минутами, проводить меньше времени на площадке и показывать меньше эго ради настоящего коллективного величия. Эта тенденция не продолжилась с Ленардом, который ушел в 2018 году. Но конец приходит для всех команд, даже для великих. Время меняется, но культура, которую создал Попович, остается. Она создается годами. А тот факт, что Попович, ушедший с поста главного тренера, перейдет на должность президента «Сперс», дает наилучший шанс для новой тренерской эпохи, которая может пережить еще один ренессанс – теперь уже с Виктором Вембаньямой.
- Источник: allbasketball.org, cbssports.com
- Опубликовал: Mic11